Краткая биография группы Behemoth
“Если у тебя есть две ноги, две руки и мозг, ты можешь добиться всего, чего хочешь”
Адам Дарский
Адам Дарский
Это может показаться удивительным, но, да, друзья и недруги, группе Behemoth в октябре 2011 года исполнилось 20 лет! Обычно такую круглую дату отмечают те музыканты, которым за сорок, однако тридцатичетырёхлетний Адам Дарский, более известный в музыкальных кругах как Nergal, может сделать это уже сейчас, ибо своё музыкальное детище он организовал в достаточно юном для рок-индустрии возрасте.
В далёком 1991 году четырнадцатилетний житель польского города Гданьск ещё не умел ни толком играть, ни петь, однако его предприимчивость, которую в него вселили польские (KAT, TSA, Perfect) и американские (Kiss, Metallica, Poison) рок-группы, была столь неисчерпаема, что уже год спустя он со своими друзьями (ударник Adam “Sodomizer” Muraszko и гитарист Adam “Desecrator” Malinowski) записывает первое демо “Endless Damnation”, которое ныне обладает лишь коллекционной, ни никак не музыкальной ценностью. И в этом нет ничего удивительно, ибо в роли композиторов выступали ещё совсем “зеленые” терзатели струн, а профессиональную студию юным покорителям рок-вершин заменил подвал Гданьского училища №12. Лихие были времена! Адам Дарский, кстати, тогда ещё не стал Нергалом, он носил не менее грозное имя Holocausto (А сама группа вплоть до 1992 именовалась Baphomet). Но мрачноватые юноши не забросили своего темного и дела продолжали работать. В том же 1992 Behemoth в составе Nergal и Baal (Adam Muraszko тоже сменил псевдоним) записали новое демо “The Return Of The Northern Moon”. Запись проходила в Warrior Studio при поддержке участника группы Graveland (Rob Darken), который помог с партиями клавиш. На этот раз потуги загримированных вундеркиндов не остались без вознаграждения, их стали замечать. Состав Behemoth постепенно расширяется, к двум Адамам присоединяются басист Baeon Von Orcus и гитарист Frost. Приблизительно в таком составе (коллектив находился в стадии становления, поэтому перечень лиц, которые помогали гданьским black metal дарованиям достаточно широк) Behemoth записывают третье демо “From The Pagan Vastlands”, которое стало последней пробой пера перед записью первого полноформатного альбома. В декабре 1994 года был подготовлен 45-минутный опус под именем “Sventevith” (Storming Near The Baltic), который позволил подписать музыкантам свой первый долгосрочный контракт. Гданьскими оккультистами - язычниками заинтересовался немецкий лейбл Solistitium Records, который выпустил “Sventevith” в 1995 и заключил соглашение с Behemoth ещё на два полноценных альбома.
Дебютная работа Адама и сотоварищей не стала революцией в мире музыки. Дело в том, что грязный и мизантропичный black metal с тёмной языческой тематикой текстов был в большом ходу. Примитивный звук, минималистичные композиционные ходы, нечленораздельная дикция – всё это воспринималось тогда анедграундным обществом “на ура”. Национальная мифология эксплуатировалась нещадно, особенно её тёмные стороны. Однако впоследствии Behemonth доказал, что участники группы самостоятельные творческие личности и что их не устраивает статус музыкальной массовки. Второй диск, получивший названием “Grom” продемонстрировал возрастающее мастерство музыкантов. Сырой подвальный black не ушёл безвозвратно, однако теперь компанию ему составляли более техничные thrash metal элементы. Две песни прозвучали на польском языке, был задействован женский вокал, продолжались эксперименты с клавишами. На втором диске Behemoth выступили в качестве трио: Nergal, Baal и бас-гитарист Les. Реализация пластинке началась в январе 1996 года.
Новая пластинка “Pandemonic Incantations”, вышедшая 2 марта 1998 года вновь заставила посмотреть на группу с другой стороны. Материал стал ещё жёстче, быстрее, техничнее. Невооруженным ухом можно уловить, что большое влияние на саунд поляков оказали Morbid Angel, Decide и другие представители technical death metal. Состав музыкантов вновь сменился. Группу покинул Baal, его заменил Inferno, а Les уступил право играть на бас-гитаре мистеру Mefisto. Nergal сделал гигантский скачок в плане игры на гитаре, его голос стал более мощным и звучным, однако композиторского разнообразия диску явно не хватает. Вся музыка и тексты принадлежат Адаму, жесткая рука лидера чувствуется в каждой песне, однако кроме агрессивного поливания слушателя сверхскоростными риффами и барабанными дробями, здесь ничего нет. Тексты теперь стали базироваться не на славянском язычестве, а на демонологии и оккультно-мистических трактатах. Примечателен тот факт, что в 1997 году Адам Дарский поступил на факультет филологии и истории в университете города Гданьск, который впоследствии окончил и получил диплом музейного куратора.
Тихий мирный филолог, который помимо музыки и учёбы уделял немалое внимание своей физической форме (Адам активно занимался плаванием), в студии превращался безудержного демона по имени Nergal (псевдоним музыканта позаимствован из шумеро-аккадской мифологии. Nergal – божество смерти, страшных болезней, несправедливых войн, властитель подземного мира), который извергал из своих уст проклятия на христиан, творил заклинания и призывал других демонов. Удивительный контраст, библейское имя Адам и демонический псевдоним! Жизнь действительно полна противоречий.
В 1999 году Behemoth выпускает новую пластинку, озаглавленную “Satanica”. Вновь сменился состав (произошла бас-гитарная рокировка, в группу вернулся Les), сменился лейбл, теперь польские металлисты находились под крылом более авторитетной итальянской фирмы Avantgarde Music. Претерпел изменения и процесс написания песен, теперь за лирику группы Behemoth стал отвечать друг Адама Кшиштоф Азаревич, который на постоянной основе занимался оккультной деятельностью и поэзий. Лишь к песне “Starspawn” лирику написал Адам. Музыкальный пласт творчества по сравнению с предыдущим альбомом практически не изменился, Behemoth представил слушателям всё тот же бескомпромиссный death metal, но только в своей польской интерпретации. Уровень владения инструментами поражает, однако, как говорилось выше, безудержная агрессия нередко сопровождается в творчестве гданьского трио композитоской бессодержательностью. Как бы то ни было, “Satanica” упрочила позиции коллектива на европейской экстремальной арене. С гастролями Behemoth посетил Францию, Испанию, Англию, не раз выходя на сцену с весьма авторитетными командами (Deicide, Rotting Christ, Satyricon)
Двухтысячный год стал таким же разнообразным в жизни группы Behemoth, как и два предыдущих. За непродолжительное время музыканты подготовили новый материал, по традиции напрямую связанный с неформатными философскими и религиозными учениям. Но, прежде чем обсудить новый источник вдохновения Адама и Кшиштофа, следует отметить, что Behemoth превратился в квартет. Мартин “Novy” Новак стал новым басистом группы, а Матеуш “Havoс” Смежхальский взял на себя ответственность за ритм-гитару. Впервые Behemoth перешли на формат двух гитар! Логично было бы предположить, что звучание новой пластинки должно стать более разнообразным, но, увы, подобные надежды не оправдались. Вернее оправдались, но не в той мере, в какой хотелось бы. Первобытная мощь и дикая агрессия по-прежнему владеют большей частью альбома, лишь изредка на первый план выходят мелодичные элементы. Совершенно оторванная от мира игра Inferno и мистические манифесты, изрекаемые Дарским – именно эти два элемента главенствуют на последних трёх пластинках Behemoth. Инструменты создают пьедестал для речей оккультного польского вождя, по-другому вряд ли можно объяснить столь нарочитую прямолинейность в построении композиций и вокальных линий. Nergal, кстати, снова начал создавать лирику, половина текстов принадлежит его острому перу. На этот раз Адам вдохновился сочинениями человека, который хорошо известен поклонникам тяжёлой музыки. Этот человек – мистер Алистер Краули (1875-1845), автор множества оккультных работ. Известнейшим его произведением является написанная в 1904 году “Книга Закона” – главный источник в мистическом учении Телемы. “Telema.6” – такое имя получила новая пластинка группы Behemoth. (Кроули называл себя “Зверем 666”, создавал “магические ордена”, писал “священные” трактаты и, по некоторым данным, употреблял героин. Именно его учение в своё время так заинтересовало Джимми Пейджа, что тот приобрёл особняк, некогда принадлежавший Алистеру Краули, а также книжный магазин, который специализировался на оккультной литературе. Песня Оззи Осборна “Mr.Crowley” тоже о нём). Альбом выдался столь же противоречивым, сколь и учение, вдохновившее Адама на его создание. Вряд ли основной тезис учения “Твори свою Волю, таков да будет весь Закон”, можно назвать высшей истиной.
Сырой звук, нарочитая прямолинейность исполнения могут свидетельствовать лишь о том, что для лидера группа первоочередное значение имеют высокоинтеллектуальные (впрочем, некоторыми критики считают псевдо интеллектуальными) тексты и символы, которыми украшается физический носитель. Телемитская звезда стала неотъемлемым спутником концертных выступлений группы, именно она украшает микрофонный штатив фронтмена группы.
Год 2002 ознаменовался выходом шестой студийно работы гданьского квартета. На этот раз состав не претерпел никаких изменений, издающий лейбл остался тот же. Однако, сделав более длительную паузку, музыканты изменили средства, с помощью которого они добивались своего тяжёлого звука. Помимо использования гитар с пониженным строем были задействованы семиструнные инструменты. О тематике пластинки Nergal сказал следующее: “Новый альбом посвящен антагонизмам. Таким как Инь и Янь, вверху и внизу, по эту и по ту сторону или чёрное и белое. Заметь, что при этом все приведённые мною примеры являются частью одной Вселенной. Zos Kia Cultus - термин, который великий оккультист Остин Осман Спэ использовал для описания своей собственной уникальной системы мировоззрения. В системе Спэ ZOS - нечто, относящееся к материальному миру, a KIA - то, что нельзя ни почувствовать, ни потрогать. Это... я прямо не знаю... Каждый должен сам хорошенько подумать и решить для себя, что это такое”. “Zos Kia Cultus” действительно сдвинул группу с места, пауза была взята не зря. Устойчивость состава фактор тоже благоприятный для осмысленного творчества. Behemoth сделали ещё один шаг на пути к кому, чтобы окончательно стать brutal death metal группой. Тур в поддержку альбома охватил ранее неизведанные коллективом территории (Англия, Норвегия).
Однако, окончательный переход к этому стилю завершится на альбоме “Demigod”, который появился на прилавках магазинов спустя два года после “Zos Kia Cultus”. Наконец-то в звучании произошли ощутимые изменения! Микширование пластинки проходило в шведской студии “Dug Out Studios” под непосредственным руководством Дэниэла Бергстранда. Вновь изменился состав группы, Томаш Orion Врублевский стал новым бас-гитаристом коллектива, Патрик “Seth” Штибер заменил на посту ритм-гитариста Мартина Новака. Сменился и лейбл, отныне Behemoth сотрудничает со шведской издающей компанией Regain Records, которая продвигает продукцию группы в Европе, и немцами Century Media Records, взявшимися за распространение альбома в Северной Америке. “Demigod” отличается от предыдущих работ прежде всего разнообразием (использование синтезаторов, акустики, мелодических ходов, гостевое соло Карла Сандерса из Nile), а также более продуманными структурами песен. Скорость и техничность остались максимальными, однако стало меньше сумбура и грязи. Группа активно гастролирует. В поддержку альбома состоялся тур и по России.
Дела у группы явно шли в гору, поэтому сразу после гастролей в поддержку пластинки “Demigod” Behemoth приступили к созданию нового материала. Как и ожидалось, основная доля работы была возложена на Inferno, ведь именно его игра в первую выгодно отличает гданьских экстремалов от ряда других коллективов, которые исполняют техничный death metal. Харизма Дарски имеет колоссальное значение, но в данном случае мы говорим о специфике владения инструментальном, а не о лидерских качествах. Помимо фирменно виртуозности исполнения музыканты представили на новой пластинке, которая получила название “Apostasy” (Апостасия – отступничество от веры), принципиально новый подход к своему саунду. Труба, волторна, тромбон, пианино, хор классических музыкантов – такого раньше действительно не было. Гостем альбома стал вокалист Nevermore, который прописал партию чистого вокала в песне “Inner Sanctum” . В родной для музыкантов Польше альбом занял девятое место, что является очень высоким показателем для группы подобного жанра. Группа совершает удачные гастроли по США и Австралии, впервые посещает Азию (Япония, Китай, Тайланд, Индонезия)
Однако подлинной вершиной творчества группы на сегодняшний день, безусловно, является альбом “Evangelion”, выпущенный в 2009 лейблами Metal Blade и Nuclear Blast. Была проделана воистину огромная работа. Вновь завербованный Даниэл Бергстрэнд применил ряд нововведений, касающихся записи ударных, Славомир и Войцех Веславские из польской студии Hertz неустанно следили за процессом записи гитарных партий, баса и вокала. Тэд Йенсен выполнил мастеринг, а Колин Ричардсон – окончательный микс. Ситар, туба, тромбон, клавишные инструменты, бэк-вокалы, выполненные известными металлистами – всё это разнообразило и без того самый взрослый в композиторском плане альбом. Скорость и агрессия по-прежнему никуда не делись, однако структура песен стала максимально отшлифованной, риффы сочетаются друг с другом, переходы органичны, дикция позволяет разобрать произносимые слова. Ударные Inferno звучат просто блестяще, сочетание аналогового и цифрового звучания создают неповторимую глубину звука, мрачность и тревожность материала превышают все допустимые нормы. Artwork пластинки – произведение искусства. Вот что говорить о ней сам Nergal: ““Evangelion” сочетает в себе настоящее искусство и прямой посыл. Для нас также важно, чтобы графическое представление соответствовало содержанию диска. Мы снова работали с Томасом Даниловичем, который создал лучшие обложки для Behemoth. На новом диске можно увидеть Вавилонскую Блудницу, восседающую на семиглавом чудовище. Святые с упоением смотрят на неё, хотя у её ног лежат сломанные скрижали с десятью заповедями. Это представление нашего видения и наша интерпретация Нового Завета, где “Вавилонская Блудница” предстает символом восстания и сопротивления против Бога. Я очарован историями, которые стали источником для Библии, и мы использовали библейский символизм, помноженный на мой взгляд и мой опыт в нашей лирике и обложках прошлых записей Behemoth. Мне нравится заниматься подтасовкой фактов и играть с символикой, которая в итоге и означает, что же я задумал на самом деле. Основной образ нашей новой обложки — архетип неповиновения, индивидуальности, самоопределения и свободы, неограниченного желания — это универсальные и ключевые слова, лучшим образом доносящие характер нашей работы, жизни в целом, а также настоящей природы человечества”.
Альбом возглавил польские чаты, удостоился награды “Fryderyki” (последний аналог Грэмми), а также был признан журналом Terrorizer релизом года. Стоит ли говорить, что эти достижения являются заслуженными?
Со стороны может показаться, что у группы всё и всегда шло как по маслу. Однако это не так. На протяжении всех двадцати лет существования музыканты Behemoth (в первую очередь Nergal, который является единственным оригинальным участником) преодолевали на своём пути различные препятствия. Поиск своего стиля, постоянное подержание высокой музыкальной формы, конфликты с лейблами, текучка кадров, гастрольные неурядицы – всё это было. Когда группа достигла широкого признания, она стала объектом судебного преследования со стороны Римской Католической Церкви и APCFDAS (Польский антисектантский комитет), а также ряда чиновников, которых не устраивала идеология коллектива. Однако все эти проблемы кажутся незначительными по сравнению с той напастью, которая сразила Адама в 2010 году – ему был поставлен диагноз “лейкемия”. Жизнь известного музыканта более полугода находилось под угрозой, однако необычайная сила духа, подкреплённая поддержкой родных, близких, коллег, а также огромного количества поклонников со всего мира, помогла музыканту не только вернуть утраченное здоровье, но и вернуться на сцену. Летом 2011 года Behemoth возобновили репетиции, а в октябре триумфально возвратились на сцену. Когда Nergal официально подтвердил поставленный ему диагноз, он заявил следующее:”Я полагаюсь на 100-процентную победу и уверен, что выйду из этой ситуации ещё более сильным, как никогда Сунь Дзы в своей книге “Искусство Войны” сказал, что если ты знаешь своего врага и себя, то результат тысячи битв тебя не удивит… Я вышел на ринг с ницшеанским настроем и покину его как победитель. Просто смотрите, и вы увидите!”. К чести музыканта отметим, что он не бросается слова на ветер. Он продолжает жить полной жизнью. Помимо музыки Nergal участвует в телевизионном вокальном конкурсе. Естественно в качестве судьи, ему ведь уже не надо никому ничего доказывать. Предложенная нами история, это путь роста не только музыкального, но и волевого. Это путь личности. Можно по-разному относиться к его творчеству, идеологии, но его личностные качества достойны уважения в любом случае. Будем надеяться, что на 21 году существования группу посетит нашу страну!
Автор фото SpeedMetalCat с фестиваля Tuska Open Air 2008 (остальные фото можно посмотреть здесь)