Yngwie Malmsteen в Москве
К хорошему привыкаешь быстро. То, во что с трудом верилось два года назад, теперь воспринимается как само собой разумеющееся. Маэстро снова в Москве. В недавно открывшемся, огромном по меркам российских металл-концертов клубе «Stadium Live». Кажется, что по-другому и быть не может, учитывая, какой феерический прием устроили ему в Первопрестольной в предыдущий раз. Тем более что и повод формальный имеется – выход очередного альбома, «Relentless», который сколь традиционно был проигнорирован отечественными лейблами, выпускающими лицензионную продукцию, столь же традиционно всеми правдами и неправдами был добыт истинными поклонниками творчества гитарного мастера. По этой причине лоток со скудным ассортиментом дисков и мерчандайзинга большинство пришедших на концерт окидывало беглым взором и, не узрев там ничего достойного внимания (поскольку все там представленное в домашней коллекции давно есть), двигалась дальше – в зал, занимать место поближе к сцене.
* * *
Так уж я устроена, что если мне нравится происходящее на сцене, я с трудом могу восстановить сет-лист сразу после концерта. Всегда кажется, что музыканты сыграли все самые лучшие и любимые песни, и даже немного больше. Вот и сейчас – хоть расстреляйте, хоть четвертуйте, помню только, что начали они с ошеломляющей и непотопляемой «Rising Force», а закончили – не менее непотопляемой «I'll See The Light Tonight». Все, что было между ними, я могу охарактеризовать двумя словами – вспышка сверхновой. Ослепительная. Ошеломляющая. Не оставляющая времени на раздумье над тем, испепелит ли тебя этот поток или пощадит. Точнее, испепелит ли он тебя сразу, или ты успеешь что-то почувствовать перед тем, как раскаленный до миллионов кельвинов солнечный ветер распылит тебя на атомы. Немало способствовал этому и свет, большую часть сета выдержанный в ослепительно-желтых тонах, и обилие сценического дыма, который свивался в причудливые протуберанцы в такт музыке.
Собственно, это уже потом, когда я вернулась домой и немного остыла от крышесносящего драйва, пришло осознание, что были сыграны «Critical Mass», «Red Devil», «Dreaming», «Heaven Tonight», «Far Beyond the Sun», кавер на «Gates of Babylon» Rainbow, Into Valhalla… Плюс несчетное количество инструменталок, половина из которых были поначалу восприняты как импровизации, и лишь затем стали вспоминаться названия: Baroque & Roll, Trilogy Suite Op: 5, Fugue, Icarus' Dream Suite Op.4…
Сравнивая нынешний концерт с выступлением Мальмстина два года назад, могу сказать, что если первый концерт был своеобразным Best Of, то нынешний был явно рассчитан на фанатов гитары. Инструментальные композиции заняли едва ли не половину сет-листа (даже с концертной сюиты кое-что перепало). В итоге этот подход оправдал себя. Случайной публики, пришедшей поглазеть на диковинного виртуоза только потому, что это must have, точнее must see всякого уважающего себя металхэда, я не заметила. В отличие от концерта двухлетней давности, где едва ли не каждый третий был в буквальном смысле раздавлен интенсивностью обрушившегося на него драйва.
Теперь о том, что не понравилось. Такого отвратительного звука, честно говоря, я не ожидала. Гудело и звенело все, что только может звенеть и гудеть. Создалось впечатление, что, погнавшись за громкостью, звукоинженер пожертвовал качеством. В непосредственной близости от сцены каша была такая, что знакомые композиции опознавались исключительно по текстам. Я не претендую на то, чтобы слушать Мальмстина в акустике Большого зала Консерватории (хотя, конечно, не отказалась бы) - в конце концов, для этого зал должен быть изначально концертным залом, а не приспособленным под эти цели подходящим по размерам помещением.
Но на Рокперри-2008, когда я впервые увидела Маэстро «живьем», звук был на голову качественнее. И это в финском лесу (тоже, кстати, месте, не предназначенном для концертов), на большом опен-эйре, где саундчеки поставлены на поток и где у каждой группы есть максимум час на настойку оборудования. По сравнению с тем, что изливалось из колонок в «Стадиуме», звук на двухлетней давности концерте в Б1 можно считать идеальным. Очень хочется верить, что это не системная ошибка, а неизбежные издержки освоения новой площадки. Потому что в противном случае становится грустно.
Впрочем, публике до этого, казалось, не было никакого дела. Тем более что и Ингви не давал зрителям времени перевести дух. Одно гитарное соло следовало за другим, еще более изощренным. Сказать, что Маэстро царил на сцене – это не сказать ничего. Он перемещался по сцене со скоростью болида Формулы-1, принимал величественные позы на фоне стены маршалловских усилителей, жонглировал гитарой, умудряясь каждый раз занять такую позицию, чтобы другим музыкантам его группы не оставалось ничего иного, кроме как ретироваться вглубь сцены. Апофеозом того, «кто здесь главный», стал эпизод, когда Ингви весьма красноречивым жестом велел бас-гитаристу уйти за кулисы, чтобы тот не мешал ему упиваться собственной виртуозностью.
Остальным возможность покрасоваться перед публикой выдавалась строго дозированно, под расписку и в гомеопатических количествах. Оуэнс недостаток песен с вокалом компенсировал чрезмерной говорливостью и попытками поиграть с публикой в кричалки-вопилки. Попыткой – потому что гитарные фанаты на призывы посоревноваться с противоположным концом зала в распевании вокализов реагировали весьма вяло. Патрику Йохансену было дозволено сыграть коротенькое драм-соло (которое в контексте данного концерта выглядело чужеродно и надуманно, но если Маэстро желает, то почему бы и нет). А герой совсем уж невидимого фронта (поскольку стоял он в самом темном углу сцены), клавишник Ник Марино и вовсе может лишь утешать себя мыслью, что, заполнив паузу, не дал случиться конфузу, когда в начале концерта у Ингви возникли проблемы с гитарой.
Но всему хорошему рано или поздно приходит конец. Сыграны заготовленные для биса «Black Star», «Cherokee Warrior», «As Above, So Below» и упоминавшийся уже «I'll See the Light Tonight», и вот уже группа второй раз – на этот раз окончательно прощается с благодарной московской публикой. Впрочем, «окончательно» в данном контексте означает «до следующего концерта». Потому что к хорошему быстро привыкают не только зрители, но и артисты.
Автор: Лариса Лащенова
Фотографии: Ольга Пантелеева, Лариса Лащенова
Фотографии: Ольга Пантелеева, Лариса Лащенова
Фотографии с концерта смотрите в Галерее Rockcor