Rockcor N3 (2016) - Lordi: потный, громкий и чудовищный хэви металл
Ночью 15 ноября московское небо разразилось первым снегом, а город содрогнулся от выступления LORDI – фантастических чудовищ из нордической Финляндии. С собой они привезли холод. Все наши мысли и заготовленные вопросы быстро растерялись по дороге. Перед глазами мелькали дома, неоновые вывески и нетрезвые воскресные прохожие. Одновременно с этим в голове проносились видения только что произошедших событий, уже казавшихся нереальными: вот мы идем на концерт, вот появляются, будто восставшие из мертвых, музыканты. Колонки разрывают децибелы звука, толпа ликует, рвется к сцене и добровольно прессуется. Следуют полтора часа неподдельного экстаза. В половину одиннадцатого раздается финальный удар по барабанам. Под гитарные рифы в толпу летят охапки долгожданных медиаторов. Группа совершает поклон, и ужасно вежливые монстры, желая зрителям доброй ночи, скрываются за кулисами. В зале по-прежнему темно, взгляды поклонников прикованы к сцене. Никто не замечает сверлящего звона в ушах. У всех теплится надежда, что LORDI снова выйдут на бис. Проходит несколько вязких минут, а потом еще. Включается свет, из колонок, как ни в чем не бывало, снова звучит медленная и мрачная фонограмма. Наш кросс с препятствиями по пересеченной местности завершается – подъезжаем к месту, где изволили ночевать неземные представители тяжелого металла.
Мистер Лорди появился в полном обмундировании и с наточенной секирой в руке. Свирепый взгляд, клыки, рога и когти двухметровый Лорди едва помещался в гостиничном номере и явно не вписывался в обыденную реальность. Он допил банку с газировкой и осторожно присел на край диванчика. Страшно признать, но за грозным видом скрывались любезные манеры, и пускай черный, но весьма добродушный юмор.
- Целое поколение выросло на ваших песнях. Каково это, быть властителем дум, мистер Лорди?
- Проклятье, это был наш лучший концерт в России! Мы как раз обсуждали это после выступления. Столько школьников пришло. Какого черта творится у вас в России? Откуда они о нас узнали? Это и круто, и приятно, но уж очень неожиданно. Представим себе малыша, который обожает LORDI, а родители считают, что ей или ему такую музыку слушать рано. Печально, но юному рокеру правда не повезло – придется ходить и слушать нас на магнитофоне у друзей. Факт состоит в том, что пока вы живете с предками, они имеют полное право вас ограничивать. Но я категорически против цензуры, которая затрагивает автора. Прочь загребущие лапы от моих святынь!
Недавно в связи с выходом альбома «Scare Force One» у нас разгорелся нешуточный скандал с выпускающей компанией из за текста песни «Как расчленить шлюху» («How to Slice A Whore»). Самое смешное, что они уже были согласны и на «Как расчленить чувака», и на «Как пришить монстра». Шлюх просили оставить в покое, якобы такое название – уже перебор. Я послал их к такой то матери. Наши песни должны наводить ужас! Ты или въезжаешь, или нет. Уверен, те, кто любят LORDI, прекрасно понимают концепцию, и могут отличить искусство от реальной жизни. Мы создаем клевое, местами страшное, местами эксцентричное рок-шоу с монстрами. Посмотрите криминальный сериал «Правосудие Декстера», во время которого невольно начинаешь сопереживать и симпатизировать серийному убийце. Нормальность – вообще условное явление. Можно сколько угодно критиковать, но такие вещи, как, например, мы, «Декстер» или Ганнибал Лектер существуют, и имеют много поклонников по всему миру.
- Вы ставите себе этические границы или считаете, что в творчестве допустимо все?
- На мой взгляд, любое творчество кончается там, где начинается внутренняя цензура. Это значит, что ты сглаживаешь острые углы, идешь на уступки, и о чем то сознательно умалчиваешь. Будь настоящим в том, что делаешь, хочешь что то выра ить – имей на это смелость. То же касается возрастных ограничений на фильмы. Кто их придумал? Искусство не должно иметь ограничений. Автор, в широком смысле слова, не должен себя самоцензурировать. Неважно, музыкант это, писатель или художник. Только ты решаешь, что будет хорошо для произведения.
- Что для вас LORDI?
- Моя жизнь, мой смысл. Я живу LORDI 24 часа в сутки, 7 дней в неделю на протяжении уже 23 лет. Я бы свихнулся от этого каторжного труда, если бы так сильно его не любил. И, хотя, это вечные американские горки: то вниз, то вверх, я продолжаю заниматься созданием музыки и текстов, костюмов и масок, обложек альбомов и разработкой атрибутики. Сценарии ко всем видео тоже пишу сам, кстати, по образованию я кинорежиссер. Так что, за все, с чем у вас ассоциируется LORDI, ответственен я. Большой босс. Я буду Лорди до самой смерти.
- Вам самим не страшно пугать людей?
- Послушайте, я рос, обожая фильмы ужасов с 7 долбанных лет! «Франкенштейн», «Дракула», Кинг Конг» все это старинное кинодерьмо. В 1980 е посмотрел «Зловещих мертвецов», «Нечто», «Сияние», «Кошмар на улице Вязов». И примерно с 8 лет – спасибо маминой косметичке – начал совершать эксперименты по перевоплощению. И вот какой красавчик я вырос!
- По прежнему многих интересует, сложно ли выступать в костюмах?
- Нам просто не с чем сравнивать, потому что LORDI никогда не выступали без костюмов. В противном случае, это были бы не LORDI. Будучи подростком, я выступал с другой группой без экипировки, но это было давно и неправда. Перед каждым шоу мы закладываем три часа на подготовку. Согласен, это потная, вонючая и тяжелая работа, но к ней быстро привыкаешь. Тем более, мы должны оправдывать свое звание «Самой симпатичной группы на этом Свете».
- А борода у вас настоящая?
- Да, как у Деда Мороза!
- Кого символизируют участники группы?
- Поскольку маски и костюмы – это как вторая кожа, доспехи личности, они должны идеально подходить каждому из нас. Например, барабанщик Мана – очень уравновешенный парень, поэтому он никак не мог превратиться в бешеного оборотня. Мы много разговаривали о его персонаже, прежде чем приступить к воплощению. В итоге он стал Маной, древним финским, мифологическим существом с челюстями как у насекомого. Басист Окс – это адский бык, огромный рогатый зомби. Гитарист Амен – ходячая мумия, чей костюм мы постоянно модернизируем. И наша новая клавишница Хелла – обгоревшая кукла Барби, «Шрамби», как я еще ее называю. Собственную маску я много раз переделывал, всего их было около семи штук, и теперь сложно сказать, кого я символизирую. Наверное, загробного повелителя ужаса. Все маски и костюмы сделаны вручную. Для изготовления я использую латекс различных цветов, тонны акриловых красок, волосы, кожу, поролон, пластик, и заливаю это все столярным или супер клеем. Самое глав ное, чтобы при выступлении костюм не мешал и выглядел максимально естественным.
Полностью интервью читайте в Rockcor N3 (2016) / купить журнал