Rockcor N6 (2024) – Интервью: Dark Tranquillity - В темноте, но не в одиночестве (короткая версия)
Последние четыре года выдались не самыми простыми для DARK TRANQUILLITY: группе прошлось пройти через значительное обновление состава (в 2022 году басист Кристиан Янссон пришёл на смену Андерсу Иверсу, а барабанщик Йоаким Страндберг Нильссон заменил Андерса Йиварпа, кроме того, в 2020-м место гитариста Никласа Сундина занял Йохан Рейнхольдц, который успел сыграть ещё на предыдущем альбоме “Moment”) и через потерю близкого человека: в 2022 году скончался бывший гитарист DT Фредрик Йоханссон, который всегда был для группы верным другом и помощником. Творческим людям свойственно отражать пережитые потрясения в своём творчестве, так что неудивительно, что альбом “Endtime Signals” получился весьма мрачным по настроению. Клавишник Мартин Брэндстрём поделился с Роккором историей и чувствами, сопровождавшими работу над новой записью группы.
- Привет, Мартин! Радостно видеть, что Dark Tranquillity выпускают новый альбом! Состав группы претерпел некоторые изменения со времён предыдущего релиза, давай сначала поговорим об этом.
- Привет, спасибо! Да, наш состав был стабильным долгие годы: я, Никлас, Мартин, Андерс [Йиварп] и Микаэль [Станне, вокалист] всегда были вместе. Мы все были друзьями ещё до того, как собрались в группе, и нам казалось, что так будет всегда. Так что, когда кто-то уходит из коллектива, в котором между участниками сложились подобные отношения, ты сначала даже не знаешь, как продолжать, погружаешься в уныние. В этом есть что-то от романтических или семейных отношений – от вас словно уходит член семьи. Но когда эта изначальная грусть немного отступает, приходит решимость найти способ продолжать. Мы взяли в группу Кристиана, это тоже близкий для нас человек, и он тоже из Гётеборга, мы дружим несколько десятков лет, хорошо его знаем. Он влился в DT очень легко, отличный парень! И он понимает, в чём суть нашей группы. Новые участники голодны до новой музыки, и это очень кстати. [“Endtime Signals” - ] это наш 13-й альбом, и было бы легко расслабиться и попробовать повторить всё то, что мы делали раньше, но это не наша суть, мы хотим постоянно двигаться вперёд, и новая кровь в группе этому очень способствует. В лице Йоакима мы обрели очень техничного барабанщика, поэтому мы решили снова частично обратиться к нашим влияниям из прошлого, вернуться к более быстрым и техничным песням. И, конечно, записывать альбом с новыми людьми – это в любом случае новый опыт. Да, до этого они уже играли с нами 2-3 года, они отыграли все концерты турового цикла, посвящённого альбому “Moment”, так что мы успели с ними сыграться, но работа над альбомом – это совсем иной опыт. Важно, что они понимают, какими должны быть Dark Tranquillity, так что мы смогли эффективно поработать над “Endtime Signals”.
- Есть ли на новом альбоме песни, которые, на твой взгляд, подчеркивают игру новых участников?
- Нас очень порадовала игра Кристиана на басу, так что мы вообще вывели его погромче в миксе, нам хотелось, чтобы его было слышно.Иногда бывает, что бас задвигают назад, но мы хотели, чтобы его присутствие было более явным. Йоаким тоже сделал все песни на отлично, но я думаю, что наиболее показательными для него являются быстрые треки, такие как “Unforgivable” и “Drowned Out Voices”. Может, ещё “A Bleaker Sun”. В них барабанные партии наиболее техничны. Но и в более быстрых, и в более медленных песнях можно услышать много нюансов в его игре, так что я считаю, что он оказал большое влияние на звучание этого альбома.
- Правильно ли я понимаю, что Никлас Сундин и Фредрик Йоханссон тоже каким то образом поучаствовали в работе?
- Да, с Никласом мы вообще каждый день работаем, он ведь занимается всем нашим художественным оформлением, так что, несмотря на то что он ушёл из группы, мы поддерживаем с ним контакт, и когда мы сочиняем материал, то высылаем ему заготовки, чтобы узнать его мнение. Однажды он прислал нам материал, над которым работал сам. Это не было что-то готовое, просто наброски песен, и среди них оказался странный обрывок, который привлёк наше внимание. Мы продолжили его развивать, и в итоге получилась “False Reflection” – медленная гимнообразная баллада. С Фредриком дела обстояли по-другому. Он покинул группу ещё в 1990х, последним альбомом с его участием стал “Projector”. И я как раз присоединился к Dark Tranquillity во время тура в поддержку этого альбома, так что ровно в тот момент, когда он ушёл, я присоединился к группе. Но он всегда был другом, всегда был частью расширенной семьи группы, мы дружили очень долгое время. Как и Никлас, он постоянно слушал наш материал и высказывал своё мнение, всегда нас очень поддерживал, и, в частности, он очень поддерживал меня лично. Я играл в группе, которую он, по сути, построил, но его отношение всегда было крайне великодушным, он очень поддерживал мои начинания по развитию того, что он создал, и я всегда буду благодарен ему за это. Мы как-то говорили с ним, что немного грустно, что нам не довелось играть в DT в одно время, ведь мы наслаждались обществом друг друга. А потом у него диагностировали рак. Это случилось, кажется, в 2018-м. И ты знаешь, как это бывает с раком: сначала думаешь, что победил его, а потом он возвращается. И это то, что произошло с Фредриком. Он отдал мне некоторый материал, который написал. Ему хотелось внести какой-нибудь вклад в “современную эру DT”, но мне было сложно работать с этим материалом в то время, когда он боролся с раком. Когда Фредрик скончался, я снова переслушал то, что он передал мне, и нашёл кое-что, в чём были заключены эмоции, с которыми мне захотелось продолжить работать. Так появилась песня “One Of Us Is Gone”. Микаэль написал к ней текст, который посвящён Фредрику и его уходу. Эта песня – дань уважения ему, и лично для меня это очень эмоциональная вещь. Мы с ним говорили, что грустно, что мы никогда не были в группе в одно время, и вот после его смерти мы сделали песню вместе. Работа над ней была очень эмоциональным, непростым и даже пугающим процессом. Это одна из тех песен, продакшн которой ты всё время откладываешь, словно боишься к ней прикасаться. Так что мы закончили этот трек одним из последних.
- Есть ли на новом альбоме ещё песни, которые вы написали после каких то конкретных событий? И вообще, сколько времени писался новый материал?
- Насколько я помню, мы начали писать новые песни в конце 2022 года. Не то чтобы были какие-то конкретные события, которые подтолкнули нас к написанию той или иной песни, но, знаешь, если сравнить время, в котором мы живём сейчас, и то, что было 4 года назад… Мы через столько всего прошли. Мы вместе прошли через пандемию, и это было тяжело для всех. Кроме того, мы все оказались на разном политическом ландшафте. Я хочу сказать, в какой бы зоне спектра политических взглядов мы ни находились, мы никогда не были друг от друга дальше, чем сейчас, и институты, которые мы принимали как должное, такие как демократия, оказались под вопросами и перед вызовами, которых мы не ожидали. Множество вещей лежит тяжёлым грузом в нашем разуме, и я думаю, всё это подтолкнуло нас к тому, чтобы сделать новый альбом несколько более мрачным и серьёзным. Я и Микаэль, да и остальные - мы всегда говорим о политике и подобных вещах, так что желание сделать более “тёмный” альбом было естественным.
- Повлияли ли все эти события, начиная с пандемии, на ваши жизненные взгляды в общем?
- Думаю, да. Тексты у нас пишет Микаэль, и он вообще достаточно оптимистичный парень, но даже его словно пришибло тем, что сегодня представляет собой наш мир. Как он сам говорит, написание текстов для этого альбома имело для него терапевтический эффект, это позволило ему выпустить наружу то, что накопилось внутри. Но я считаю, что несмотря на то, что времена сейчас пугающие и есть много вещей, о которых можно грустить, мы всё равно должны найти способ двигаться дальше, обрести надежду. Мы все делаем это время от времени. Через нашу музыку мы стараемся противостоять этим [негативным] чувствам. Когда мы вместе с группой и вместе с публикой бросаем им вызов, то становимся более сильными и подготовленными к следующему шагу, который потребуется для того, чтобы снова сделать [наш мир] лучшим местом. Конечно, можно было бы просто заниматься музыкой и притворяться, что всего этого вокруг не существует, но если мы поглубже покопаемся в своих эмоциях, то можем стать сильнее, и в какой-то момент это может хотя бы на что-то повлиять.
- Можешь рассказать чуть подробнее о том, как, по твоему мнению, “тёмная” музыка может стать опорой не только для музыканта, но и для обычного слушателя в тяжёлое время?
- Для меня, как для слушателя, важно осознание того, что кто-то испытывает те же чувства, те же страхи, ту же беззащитность, что и я. Таким образом мы чувствуем себя менее одинокими. По крайней мере, я так это ощущаю. И когда я создаю музыку, происходит то же самое. Песни начинаются с чувства, что живёт у меня внутри, и когда я вижу, что другие люди слушают мою музыку и чувствуют то же, что и я, то я тоже ощущаю себя менее одиноким. Я думаю, даже несмотря на то, что это “тёмная” музыка, она имеет терапевтическое, исцеляющее свойство. И когда мы понимаем, что разделяем одни чувства, как сообщество мы становимся крепче. Я думаю, что можно найти счастливые эмоции в “тёмной” музыке благодаря тому, что в ней мы может найти разрешение [прим. автора: скорее всего, имеется в виду термин из психологии – завершение конфликта, в данном случае внутреннего, приход к равновесию]
Продолжение читаем в Rockcor N6 (2024). Заказать журнал