Rockcor N8 (2023) – Интервью с Amorphis (короткая версия)
Альбом AMORPHIS «Queen Of Time», тепло встреченный фанатами группы и критиками, вышел, казалось бы, не так давно, в 2018 году. Но сколько событий успело произойти в мире с того момента! Одним из них была пандемия коронавируса, которая заперла весь мир по домам и заморозила концертную деятельность почти на два года. И как раз в это время финны решили сыграть весь вышеупомянутый альбом целиком на закрытом выступлении, которое только сейчас вышло в формате концертного альбома и блюрэя. Детали записи данного релиза «Queen of Time - Live at Tavastia», а также некоторые исторические факты музыкальной карьеры вокалиста группы Томи Йоутсена – в нашем свежем эксклюзивном интервью.
- Вас приветствует «РокКор»! Поздравляю с выходом свежего концертного релиза, теперь у нас есть две версии отличного альбома «Queen Of Time». Как у вас вообще появилась идея реализовать подобный проект?
= Эта идея возникла у нас во время пандемии ковида. Мы все сидели по домам, ничего толком не делали. И в итоге мы решили записать наш концерт на видео, чтобы продемонстрировать хоть какую то активность в группе и дать заработать нашим техникам. Но если серьёзно, это лишь одна из причин. Мы уже не первый раз играем целиком наши альбомы живьём. Поэтому сделать то же самое с «Queen Of Time» было очень важно для нас. Но так как публику привести на выступление мы не могли, мы записали концерт перед пустым залом в клубе Tavastia в Хельсинки. Сегодня я могу сказать с уверенностью, что это была хорошая идея. Тем более было приятно выйти на сцену после долгого перерыва. Скажу честно – играть альбомы живьём от начала до конца не так уж просто. Зачастую некоторые песни очень сложны в концертном исполнении, потому что приходится включать дополнительные дорожки с оркестром, женским вокалом. Так что это настоящий вызов! Но, к счастью, мы справились с этой задачей, и результат, как говорится, налицо. Хотя, признаюсь, это был довольно странный опыт, но теперь он запечатлён на видео и вынесен на ваш строгий суд.
- Почему выбор пал на клуб Tavastia?
- Большинство музыкантов группы живут в Хельсинки. Я живу в городе Лохья, это в часе езды от Хельсинки. Так что выбор был очевиден. Tavastia – это легендарный рок-клуб, расположенный в самом центре города. Все мечтают выступить там. Если ты создаёшь новую группу, твоя цель – попасть на сцену Tavastia. Менеджеры ездят по всему миру и ищут талантливые коллективы, чтобы потом привезти их в этот клуб. Такая практика существует уже много лет, и в Tavastia уже выступило множество музыкальных групп мирового уровня. Мы сами неоднократно играли там, и он стал для нас чуть ли не главной репетиционной базой. В общем, это знаковое место в центре города, поэтому мы решили сыграть именно там. Кстати, нам ещё повезло, что клуб был свободен, потому что множество групп тоже снимали там свои концерты во время локдауна.
- То есть это настоящая Мекка для металхедов?
- Не только для металхедов. Когда ты заходишь в гримёрку, а она очень маленькая, но вся история этого клуба буквально написана на стенах – многие оставили на стенах забавные надписи и рисунки. Ты сразу понимаешь, что здесь играли и устраивали вечеринки легендарные музыканты. Про это место ходит много слухов. Так что с Tavastia связаны целые пласты музыкальной истории Финляндии.
- А вы ходили туда в качестве посетителя?
- Много раз! Я видел там живьём Turbonegro, Black Mountain, Machine Head и множество других известных групп. Одно из самых главных преимущество клуба – это отличное оборудование, которое очень важно на концертах. Также там работают настоящие профессионалы, поэтому там созданы все условия для отличных выступлений. Про Tavastia есть много интересных историй. Например, одна группа лет 20 назад закрасила все стены в гримёрке белой краской. А там были множество автографов и других прикольных надписей. Это был такой жёсткий прикол, и все, кто увидел белые стены клуба, были в шоке! К счастью, с тех пор стены уже исписали снова.
- Как прошло это выступление? Какие у вас были ощущения?
- Мы хотели по максимуму передать атмосферу живого выступления. Хотя публики практически не было, мы выложились на полную, как будто клуб был забит битком. Честно говоря, это было очень необычно – представлять толпу, которой нет. Но мы старались выступить не хуже, чем на фестивалях! Мне кажется, у нас получилось.
- А как вы поступили с вокальными партиями Аннеке Ван Гирсберген?
- Она не присутствовала лично, и нам пришлось использовать её студийные дорожки. Она не раз выходила с нами на сцену, например, в американском туре. Но чаще всего приходилось использовать её голос, записанный ранее. Мы были бы рады снова видеть её вместе с нами, но это было невозможно из-за несовпадения концертных графиков.
- Когда вы начинали работу над альбомом «Queen Of Time», у вас было ощущение, что в этот раз получится что-то особенное?
- Чаще всего работа над альбомом начинается довольно сумбурно. У большинства песен ещё нет чёткой структуры и текстов, а тем более аранжировок. Поэтому на этом этапе сложно сказать, что получится в итоге. Чаще всего мы готовим песен 15 в демоварианте, и после этого я приступаю к работе над вокальными партиями. Тексты обычно пишутся на финском и только потом переводятся на английский. Уже после этого мы приступаем к работе над аранжировками. Это долгий процесс, который требует определённого времени и усилий. На последних трёх альбомах с нами работал продюсер Йонас Ольссон из Швеции. Он даёт много полезных советов, как аранжировать мои вокальные партии. Но вначале всё кажется полным хаосом. Есть куча идей, которые надо доводить до ума. И каким выйдет результат, становится ясно только в самом конце этого процесса, когда альбом полностью готов.
Продолжение читаем в Rockcor N8 (2023). Заказать журнал