Rockcor N5 (2023) – Nita Strauss: Когда пустота зовёт (короткая версия)
Мы созваниваемся с НИТОЙ CТРАУСC в день её концерта в Солт-Лейк-Сити и приятно беседуем. В какой-то момент в кадре появляется маленькая любознательная мохнатая мордочка. “Со мной в туре две моих собаки, и иногда они помогают с интервью!” – смеётся гитаристка. Да, с такими личными ассистентами любые трудности нипочём! За отведённое время мы успеваем поговорить про музыку, которая оказала влияние на Ниту, про её возвращение в группу Alice Cooper, про работу с Деми Ловато, даже узнаём кое-что про связь НИТЫ с Австрией и Россией, но главным образом разговор идёт о сольном альбоме “The Call Of The Void” (что переводится как “Зов Пустоты” и отсылает к термину, относящему к области бессознательного). Обсудить действительно есть что, ведь в новой записи приняли участие гости из самых разных рок-миров, разных стилей и поколений: здесь вам и старая гвардия в лице Элиса Купера, и более молодые, но тоже заслуженные Андерс Фриден и Дэвид Дрейман, и более современные Лиззи Хейл и Крис Моушенлесс, и ещё несколько не менее интересных музыкантов. В общем, рекомендуем: альбом – к прослушиванию, а интервью – к прочтению.
- Нита, привет! Спасибо, что согласилась пообщаться!
- Большое спасибо вам! Для меня очень волнительно давать интервью российскому изданию «РОККОР»!
- А нам очень приятно это слышать! Давай начнём с лингвистического вопроса: как всё-таки правильно произносить твою фамилию – Штраус или Страусс?
- Страусс [прим. автора: на самом деле звучит скорее как нечто среднее]
- Ты ведь связана родством с Иоганном Штраусом, верно? Информации об этом не так много – это потому, что тебя про это особо не спрашивают или потому что ты по какой-то причине не любишь говорить об этом?
- Если честно, я просто сама не так много об этом знаю. Моя линия по отцу ведёт в Австрию, это наше наследие, но у меня мало информации о точной родословной.
- Ты помнишь, как первый раз узнала об этом музыкальном наследии?
- Когда я была ребёнком, благодаря отцу у нас доме всегда звучала классическая музыка, мы впитывали великие работы великих композиторов, кроме того, моя мама – учительница балета, так что мы слушали, конечно, и вальсы Штрауса, и произведения Чайковского, и много чего ещё, так что я всегда росла в окружении классической музыки.
- А какой-либо меморабилии, связанной именно с Иоганном Штраусом, у тебя случайно нет?
- Нет, ничего такого нет.
- Окей, понял. Ты говоришь, что классическая музыка всегда была рядом с тобой, значит, можно смело сказать, что она оказала влияние и на твоё собственное творчество?
- Да, безусловно. Я думаю, что композиция в классической музыке — это очень красивая, неповторимая вещь, и это можно сравнить с рок-музыкой сегодня, так что здорово ощущать влияние и того, и другого, создавая что-то своё.
- Вскоре ты как раз выпустишь свой второй сольный альбом “The Call Of The Void”, на котором можно будет услышать много гостей. Эта запись вообще достаточно сильно отличается от твоего первого сольника “Controlled Chaos”, что послужило для неё отправной точкой?
- Я хотела сделать что-то свежее, захватывающее, сделать шаг вперёд после первой записи. И мы подумали, что естественным следующим шагом было бы продолжить писать инструментальные вещи, но добавить гостевых вокалистов, что позволило бы охватить разные музыкальные стили, по-новому взглянуть на творчество. В этом и была главная идея “The Call Of The Void” – не застревать в рамках одного формата, а продемонстрировать музыкальное многообразие.
- Когда в работе над альбомом участвует много артистов разных стилей, особенно сложной выглядит задача привести песни в некий гармоничный вид. Старалась ли ты выстроить связи между песнями, представить это многообразие как единую большую картинку, или это яркий, хаотичный, цветастый калейдоскоп?
- Немного и того, и другого. Связи есть, они – в игре на гитаре. И это интересно, ведь в другой ситуации ты бы не представил на одном альбоме песню Лиззи Хейл и, к примеру, песню Андерса Фридена. Но поскольку стиль игры на гитаре и сочинительская манера композиций выдержаны на протяжении всей записи, это звучит гармонично. Мы хотели заинтересовать любителей разных жанров, показать разные стороны моей личности и те стили, что на меня повлияли.
- Мне показалось, что инструментальные треки выполняют роль мостиков, связывающих песни с вокалом, это действительно так?
- Я не думаю о них как о мостиках… Дело в том, что лейбл сначала хотел срочно выпустить два отдельных альбома, инструментальный и песенный, но я сказала «нет». Тогда они предложили сделать половину альбома с гитарой, половину с вокалом, и я подумала, что в таком случае люди, скорее всего, будут слушать какую-то одну часть, и у них не сложится полноценное представление о том, что я пытаюсь сказать. Так что распределение инструментальных вещей между песнями с вокалом позволило лучше раскрыть меня как артиста, и люди в итоге слышат полный спектр моей музыки, а не говорят: “Так, песня, которая мне нравится, идёт седьмой, пропущу первые шесть”.
- Просто, когда я слушал запись, мне показалось, что, по крайней мере, некоторые инструментальные композиции как будто готовят слушателя к следующим за ними вокальными номерами. Например, “Momentum” хорошо подходит к инфлеймовской “The Golden Trail” с Андерсом Фриденом, а японский антураж “Kintsugi” – к “Surfacing” с Марти Фридманом, для которого японская музыка является важным источником вдохновения.
- На самом деле это очень классное наблюдение! Это не было сделано специально, но мне очень нравится, что получилось именно так.
- Как вообще готовился материал для альбома – ты писала всё сама или совместно с гостями и кем-то ещё?
- Это была коллективная работа: принимали участие и гости, и сторонние авторы и продюсеры, которые помогли мне привести эти песни в соответствие с моим видением. Я знаю, как писать инструментальную музыку, но у меня мало опыта в написании вещей с вокалом. Работа с различными сонграйтерами и артистами дала мне новый опыт и очень помогла расширить свои знания, благодаря чему я и сама стала лучше как автор песен.
- А песни писались под конкретных исполнителей?
- Мы больше ориентировались на то, как ощущался тот или иной трек, мы думали: “Для этой песни нужен мощный женский вокал – это может быть Лиззи Хейл или Дороти или Лилит Цзар”. И потом, когда песня приобретала более конкретные очертания, мы уже понимали, кому её предложить.
- Надо сказать, все гостевые вокалисты “сидят” на новых треках как влитые!
- Спасибо! На самом деле пара вещей всё-таки была написана под конкретных людей: например, песня [“Winner Takes All”], которую поёт Элис Купер, была написана с учётом его неповторимой манеры, никто не сможет спеть так же, как он, поэтому вокальная мелодия и всё остальное было очень аккуратно подобрано под голос Элиса и комфортный для него диапазон. Так что иногда мы сразу держали кого-то конкретного на примете, но в основном отталкивались от общей атмосферы той или иной песни.
- А кто решил, что Алиссе Уайт-Глаз стоит спеть чистым вокалом?
- На самом деле, это стало понятно сразу, как только был написан сам трек [“The Wolf You Feed”]. Эта песня появилась первой, и она полностью отражает мой любимый стиль, то, что я люблю слушать – когда агрессия смешивается с чистым, парящим вокалом. Алисса поистине является одной из лучших в мире исполнительниц, которая одинаково хороша и в том, и в том. Есть много замечательных вокалистов с чистым вокалом, есть много классных скримеров, но очень мало кто по-настоящему здорово справляется и с тем, и с другим. Алисса – из числа этих немногих, и я рада, что мы показали, какой у неё замечательный чистый голос.
- Я читал, что In Flames по влиянию были для тебя чем-то вроде The Beatles, и вот ты записываешься с Андерсом… Но на тебя ведь, наверное, повлияли не столько вокальные партии Андерса, сколько игра Йеспера Стрёмблада, я прав?
- Да, безусловно, Йеспер и Бьорн [Гелотте] – это наиболее повлиявший на меня гитарный дуэт. И если послушать мои записи, не важно в каком проекте, ты всегда можешь услышать звук двойных гитар, это всё благодаря им. И когда мы написали “The Golden Trail”, мы поняли, что единственным вокалистом, который подошёл бы для этой песни, был Андерс Фриден, потому что она звучит так близко к In Flames!
- А можешь назвать главный для тебя альбом In Flames?
- Ох, это во многом зависит от моего настроения, но “Colony”, “Clayman”, “Reroute to Remain” – это In Flames того периода, когда я открыла их для себя, так что, пожалуй, эти - мои любимые.
Продолжение читаем в Rockcor N5 (2023). Заказать журнал