Rockcor N5 (2023) – Ray Alder: “Будь моя воля, я бы выступал как можно чаще” (короткая версия)
Творческий человек никогда не стоит на месте, и, даже когда его основная группа находится в отпуске, он стремится поучаствовать как приглашённый гость в максимальном количестве интересных проектов или попробовать свои силы в сольной карьере. Так поступил и вокалист Fates Warning РЭЙ ОЛДЕР, второй сольник которого с соответствующим названием «II» стал весьма достойным продолжателем дебютника и даже превзошёл его в композиторской мысли, тяжести и хитовости. О создании нового опуса, сайдпроектах и 35-летней музыкальной карьере культовый американский вокалист рассказал «РокКору» в эксклюзивном и весьма содержательном интервью.
- Вас приветствует «РокКор»! Поздравляем с выходом второго сольного альбома «II»! Расскажите, когда вы начали готовить материал для него?
- Довольно давно, наверное, года два назад. Я начал собирать идеи, но потом появились другие сайд-проекты, и мне пришлось отложить сольное творчество на какое-то время. Так что на подготовку материала ушло довольно много времени. Но теперь я очень рад, что наконец-то всё готово!
- Какую композицию вы сочинили первой?
- Первой была открывающая альбом композиция «This Hollow Shell».
- А какие были последними?
- Одной из последних была «Waiting For Some Sun». У нас уже было готово много песен, и я попросил гитариста Майка Эбдоу сыграть чтонибудь в ином ключе. Я не имею в виду, что остальные песни были однообразными, но у них было много общего. «Waiting For Some Sun» стоит особняком, и мне кажется, она получилась очень удачной.
- По музыке она мне чемто напоминает Redemption.
- Да? Интересно…
- Как мы уже сказали, это ваш второй сольный альбом. Как бы вы сравнили их в музыкальном плане?
- Первый альбом был особенным, потому что мне хотелось сделать что-то отличное от Fates Warning, пойти другим путём. И, по-моему, всё получилось, как надо. Сначала получился достаточно коммерческий материал, более доступный слушателю. На втором альбоме я решил вернуться к своим корням. Я не стал копировать саунд 80-х или 90-х, но решил сочинить более длинные и тяжёлые композиции. Мне нравится, когда в песне сочетается много различных музыкальных тем, а не повторяются три по кругу. Например, мне очень нравится старый Queensryche. Гитаристы Майк Эбдоу и Тони Эрнандо отлично выполнили поставленную задачу.
- Какие композиции, по вашему мнению, самые удачные на альбоме «II» в плане музыки и текстов?
- Одна из моих фаворитов по музыке – это открывающая «This Hollow Shell». Она довольно длинная и сложная, в ней переплетается довольно много разных фрагментов и мелодий. Что касается текстов, то сказать сложно, потому что они очень разные. Некоторые песни повествуют о том, что мы смертны, одна песня про месть, ещё в одной описывается некий антигерой. Я доволен всеми текстами. И рад, что все идеи удалось реализовать на должном уровне. И если на первом альбоме случайным образом в нескольких песнях упоминается вода, то здесь все темы разные.
- А что обычно больше всего вдохновляет вас на написание текстов? Кино, литература, личный опыт?
- На этом альбоме музыка диктовала темы для песен. Потому что чаще всего я сначала придумывал вокальные партии, напевая рандомные, бессвязные слова. Хотя бывали случаи, когда я сначала писал на какую-то волнующую меня тему, а затем под текст создавалась инструментальная часть. В этот раз музыка подсказывала, про что будет та или иная песня и какой посыл она несёт. Кстати, до начала сольной карьеры я никогда не писал тексты сам. В этот раз я серьёзно подошёл к делу и мне пришлось приложить немало усилий.
- Расскажите о музыкантах, с которыми вы записали новый сольник.
- Гитарист Майк Эбдоу был сессионным гитаристом Fates Warning и помогал группе на концертах более десяти лет. Хотя из-за пандемии года три мы вообще не выступали живьём… На моём новом сольном альбоме он сочинил 6 композиций. Второй гитарист Тони Эрнандо играет также в испанской группе Lords Of Black с Ронни Ромеро на вокале. А барабанщик Крейг Андерсон входит в состав хардкоровой группы Ignite. Он часто колесит по восточной Европе, и после одного из туров он вернулся и помог мне записать альбом. Мы уже сто лет с ним знакомы, он для меня настоящий друг и прекрасный музыкант. Я очень рад, что он нашёл время для записи «II». Эти трое и сделали всю работу. Причём оба гитариста записали партии баса, поэтому четвёртый музыкант не понадобился.
- Чем отличается процесс сочинения музыки в Fates Warning и в сольном творчестве?
- Главное отличие в том, что, по сути, я продюсировал свой собственный сольный альбом. Когда я чтото пишу для Fates Warning, Джим Матеос решает, подойдёт ли та или иная идея для нового альбома или нет. Здесь же – за мной последнее слово. Я решаю, какие музыкальные темы я хотел бы развить. Также я часто меняю местами куплеты и припевы, иногда что-то добавляю по ходу сочинения, меняю темп и тому подобное. Иногда у меня возникают сомнения, правильные ли решения я принимаю, поэтому порой приходится советоваться с остальными музыкантами, ведь взгляд со стороны тоже очень важен. Поэтому можно сказать, что работать сольно для меня сложнее, чем в Fates Warning.
- Планируете ли вы выступления в поддержку «II»?
- Я был бы рад поехать в турне, но этот вопрос решают промоутеры. И, если они смогут что-то организовать, я буду в восторге! Я и стал музыкантом прежде всего ради концертов. Не могу сказать, что я ненавижу студийную работу, я отношусь к ней спокойно. Но мне более комфортно на сцене. Будь моя воля, я бы выступал как можно чаще.
- А сколько концертов было проведено в поддержку первого сольника?
- Только один. Мы отыграли часовой сет на фестивале Progpower в Атланте. Но на этом всё закончилось. Пандемия была в полном разгаре, все носили маски. Это был настоящий кошмар… Но сам концерт мне понравился! Мало того, что я смог проверить на публике свои новые песни, я также спел пару композиций с двух альбомов группы Engine. Было классно! Если появится возможность, я буду счастлив повторить этот опыт. Но перед этим надо найти хороших промоутеров…
- Кстати, вы упомянули очень интересную группу Engine. Расскажите, как она образовалась и почему в итоге распалась.
- Если я не ошибаюсь, в тот период у Fates Warning была длинная пауза и мне необходимо было что-то новое. Я увлёкся эмо и нью-металлом, я фанател от Deftones. Я до сих пор их обожаю! Я не разлюбил свою основную группу, но меня привлекали и более тяжёлые стили, поэтому у меня появилась идея создать подобный проект. Я тогда тусовался с гитаристом Берни Версайллесом и предложил ему поджемовать. Мы порепетировали, записали пару песен и послали демо на один лейбл. Им понравилась наша музыка, и они спросили, есть ли у нас ещё песни. Но на тот момент было готово всего две. Они попросили ещё, и мы записали третью композицию всего за одну ночь под драм-машину! Но благодаря этому мы получили контракт. И потом пошло-поехало. Мы записали два альбома, прокатились по Европе, сыграли на ряде фестивалей, в том числе Rock Hard и Dynamo Open Air. Было очень весёлое время! Но потом надо было снова возвращаться к активной деятельность с Fates Warning.
- Поговорим о других ваших сайд-проектах. AZ стал неожиданным сюрпризом для ваших фанатов! Как вы присоединились к нему и успели ли внести свой творческий вклад в дебютный альбом?
- Мне как-то позвонил бывший барабанщик Fates Warning Марк Зондер и сказал: «У меня есть к тебе деловое предложение». Я попросил прислать мне треки его нового проекта, и мне очень понравилась музыка! Клавишник Вивьен Лалу и гитарист Джуп Уолтерс написали ряд отличных песен! Мне понравилось, что в A Z слышны отголоски 70-х, 80-х и 90-х, клавишная работа просто прекрасная. И поэтому я сразу согласился спеть на альбоме. Но на это тоже потребовалось много времени. Я сначала разучил все композиции, потом записал свой первый сольник, потом подвернулся другой проект австралийского гитариста Глена Макмастера Figure Of Speechless. В нём также поучаствовали клавишник Dream Theater Дерек Шериньян и гитарист Бамблфут. Так что у меня параллельно шла работа над тремя проектами, и это было нелегко. Но запись с A Z была чистым удовольствием! И музыку я оценил по достоинству, потому что я рос на подобных группах. Тут были и влияния фанка, и даже диско. Я слушаю подобную музыку с самого детства. К тому же, работать с Марком спустя много лет тоже было очень приятно. Есть ли будущее у проекта, пока не знаю. Поживём-увидим…
Продолжение читаем в Rockcor N5 (2023). Заказать журнал