Rockcor N5 (2023) – Chris Boltendahl’s Steelhammer. Молот Больтендаля (короткая версия)
О том, что КРИС БОЛЬТЕНДАЛЬ планирует выпустить сольный альбом, было известно уже какое-то время назад: как минимум, в прошлом интервью для Роккора, взятом летом 2022 года по случаю выхода нового альбома Grave Digger “Symbol Of Eternity” (см. Роккор № 6 (188) 2022), КРИС обмолвился о том, что работает над сольной записью. Назвав свой проект STEELHAMMER, БОЛЬТЕНДАЛЬ объединил творческие усилия с бывшим гитаристом Orden Ogan Тобиасом Керстингом, а также доукомплектовал состав басистом Ларсом Шнайдером (также ex'Orden Ogan) и барабанщиком Патриком Клозе (Iron Savior). Дебютный альбом “Reborn In Flames” получился занятным: он выполнен в несколько иной манере, нежели работы Grave Digger и Hellryder, хотя, конечно, совсем глобальных перемен не произошло и КРИС БОЛЬТЕНДАЛЬ по-прежнему звучит как КРИС БОЛЬТЕНДАЛЬ. По этому поводу переживать не стоит, притом нельзя не отметить свежесть, присутствующую в звучании “Reborn In Flames”. Что же этому поспособствовало, вы можете узнать из нашего нового интервью.
- Здравствуй, Крис! Рад тебя видеть! Поговорим сегодня о твоём новом проекте. Когда вообще появилась эта мысль – сделать сольный альбом?
- Привет! Идея пришла весной прошлого года. Я говорил с Йенсом Беккером, бас-гитаристом Grave Digger, на тему записей X-Wild [прим. автора: X-Wild – группа, основанная бывшими музыкантами Running Wild Акселем Морганом, Йенсом Беккером и Штефаном Шварцманом. Коллектив просуществовал с 1993 по 1997 годы, выпустив три альбома]. Дело в том, что у [наш лейбл] ROAR появилась мысль заняться их переизданием. И я спросил его насчёт возможности ре-юниона, но он ответил: “О, нет, это невозможно. Аксель Морган живёт в Швейцарии, Штефан Шварцманн - тоже, а что случилось с вокалистом Фрэнком Найтом, вообще никто не знает”. Я сказал ему: “Слушай, у меня есть на примете хороший гитарист из Orden Ogan, Тоби - большой поклонник Running Wild и X-Wild. Найдём барабанщика, а я могу спеть, так что мы сможем вернуть к жизни X-Wild.” Но он не был заинтересован, и я сказал: “Окей, нет проблем”, а про себя подумал: “А сделаю-ка я тогда свой сольный альбом с Тоби, так как он по-настоящему талантливый гитарист...”
- Но ты не стал называть проект Chris Boltendahl, ты назвал его Steelhammer, как полноценную группу. Почему так, раз это сольная запись?
- Полностью он называется Chris Boltendahl’s Steelhammer, я не хотел называть это Chris Boltendahl’s Solo Project. Ты ведь знаешь, что я сам – большой поклонник металла, и мне нравятся говорящие названия, такие как Steelhammer. Наверху там есть небольшая приписка “Chris Boltendahl”, так что, с одной стороны, все смогут увидеть, что вокалист Grave Digger имеет к этому проекту какое-то отношение, а с другой стороны, будет понятно, что это нечто отличающееся от Grave Digger по звучанию, ведь это Chris Boltendahl’s Steelhammer! Ну и “Стальной Молот” – это звучит по-металлически!
- Трудно не согласиться! Когда тебя спрашивали в различных интервью, каким будет звучание альбома твоего нового проекта, ты часто говорил, что это будет что-то среднее между Metal Church и Grave Digger. Можешь пояснить, что ты имел в виду?
- Стиль Steelhammer во многом вдохновлён американской пауэр-металлической сценой, такими коллективами, как Vicious Rumors, Metal Church, Jag Panzer – всеми этими группами, которые были на пике в конце 1980-х – начале 1990-х. Мне кажется, песни Steelhammer сильно отличаются от песен Grave Digger. Да, там звучит мой голос, поэтому сходство всё равно есть, но в целом я бы сказал, что звук у Steelhammer легче, он как будто немного в облаках. Это не такой “истинный” хэви-металл, как у Grave Digger, здесь больше гитарных мелодий и тому подобного. Хотя сначала идея была в том, чтобы создать альбом, который звучал бы как старый Grave Digger, но потом я начал писать материал совместно с Тоби, и всё ушло совсем в другую степь. Но мне нравится такое положение дел, я люблю, что, когда появляется идея, начинаешь над ней работать и в результате творческого процесса получаешь нечто иное. Это как приключение, путешествие. Оно уводит тебя в совершенно другом направлении - как по мне, это здорово.
- Да, альбом действительно несколько отличается от записей Grave Digger, и я бы особенно отметил гитарные соло и барабанные партии.
- Когда ты слушаешь Grave Digger, то в основном слышишь гитары. Steelhammer – это не только “проект”, но и группа, и я хотел, чтобы все её участники были отмечены. И барабанам, и басу здесь уделяется больше внимания - не только гитарам. Но здесь много и гитарных соло, очень хороших соло! И вокал здесь не так выделяется, он погружен немного глубже в микс. И когда ты делаешь подобный микс, барабаны оказываются впереди, и песня звучит… немного более современно. Так мы добавили к нашей музыке чуть более современного звучания.
- Как ты уже сказал, ты писал песни совместно с Тоби, причём вы ведь вдвоём сочинили весь альбом. Это было ваше первое сотрудничество?
- Это был первый раз, и было очень весело. Работа с Тоби очень отличалась от того, как мы работаем с Акселем [Риттом, гитаристом] в Grave Digger. Тоби я сообщал названия, и он сразу начинал писать песни и риффы, ориентируясь только на эти названия. Я сказал ему, что у нас будет песня “The Hammer That Kills”, сказал, что будет “Beyond The Black Souls” – и он пришёл с готовыми риффами! С Акселем мы пишем совсем по-другому, так что это был новый опыт.
- Значит ли это, что сначала были придуманы названия песен и тексты, а музыка уже была написана позже?
- Не совсем: сначала появились названия песен и риффы, затем - остальная музыка, и уже в конце я писал тексты.
- Тоби – бывший участник Orden Ogan, кроме того, к тебе присоединился и Ларс Шнайдер, который тоже играл в Orden Ogan. Как это было?
- Ларс - хороший друг Тоби, они живут неподалёку друг от друга, так что, когда мы думали насчёт басиста, Тоби сказал: “У меня есть бас-гитарист, он тоже играл в Orden Ogan, это хороший музыкант.” Ларс - очень милый парень, хотя, как увидишь в клипе, выглядит совсем не так – он такой брутальный, с бородой, немного на террориста похож. Но это отличный парень! Устраивает настоящее шоу в видео, с ним нескучно! Вообще, мы все от души повеселились и насладились работой над этим альбомом, поскольку не испытывали никакого давления: не было мыслей, что нам обязательно нужно сделать то и это, у каждого была возможность делать что-то своё. Мы не говорили Патрику и Ларсу: “Вам нужно сыграть это, вам нужно сыграть вот так”. Все могли играть, что им хочется. Это свободная, “открытая” группа.
- Да, понимаю, когда не довлеют вывески “Grave Digger” или “Orden Ogan”, раскрыться проще. Помню, когда мы общались с тобой в прошлый раз, речь зашла о нехарактерной для Grave Digger металл-польке “Zombie Dance” и про неоднозначную реакцию металл-сообщества…
- Да, и что забавно, песня “Zombie Dance” стала одной из самых прослушиваемых песен Grave Digger, а вот клип вообще не сработал! Люди слушают песню, но игнорируют видео, которое сделано очень классно, со всеми этими зомби и всем остальным. Оно же такое весёлое! Не знаю, почему так происходит, иногда мир металла безумен (смеётся).
- Что есть, то есть! Занятный факт: в рамках своих проектов ты уже активно поработал с тремя музыкантами, игравшими в Orden Ogan. Сейчас это – Тоби и Ларс, в Hellryder это был Стивен Вуссов. Тебя связывают какие-то особые отношения с этой группой или просто так получилось?
- Да просто так получилось, какой-то особой связи нет. У меня хорошие отношения с Себом, их вокалистом и продюсером, мы помогаем друг другу. Он участвовал в записи некоторых партий бэк-вокала на альбоме Grave Digger “Return of the Reaper”, а я в свою очередь помогал с вокалом для альбома его друзей. Мы периодически что-то обсуждаем, и пару лет назад мы планировали тур, в который так и не поехали из-за Ковида. Мы хорошо общаемся, но то, что в моих проектах участвовали три музыканта, игравших в Orden Ogan, - это просто случайность, я это не контролировал! (смеётся)
- Окей, а на первый взгляд казалось, что это не просто так.
- Да я просто набираю всех из Orden Ogan и не парюсь! (смеётся)
- Раз уж мы говорим про составы, давай раскажем и про Патрика Клозе, барабанщика.
- Да, в прошлом году мы играли пару концертов с Iron Savior… До этого у нас было два других кандидата на роль барабанщика, но с ними дело как-то не пошло, и мы вспомнили про Патрика, который, помимо всего прочего, живёт недалеко от нас. Так что мы предложили ему поучаствовать. Он приятный, бесхитростный парень, отличный барабанщик, и, к тому же, поклонник Grave Digger! И вот с ним всё заработало.
Продолжение читаем в Rockcor N5 (2023). Заказать журнал