Rockcor N4 (2023) – Narnia (короткая версия)
На своём новом альбоме “Ghost Town” шведский коллектив NARNIA демонстрирует характерное для группы хэви/пауэр-металлическое звучание с неоклассическими элементами и христианской направленностью в лирике, разве что саунд со временем приобрёл чуть более модерновый окрас. Кстати, если кто-то задаётся вопросом, почему группа с подобной тематикой когда-то выбрала в качестве названия название страны из фэнтезийного мира, поясним: произведения серии “Хроники Нарнии” британского писателя Клайва Стейплза Льюисана – это не просто фэнтези, а наполненные христианскими мотивами истории, центральный персонаж которых лев Аслан олицетворяет Иисуса Христа, так что название для христианской пауэр-металлической группы подходит отлично. Мы созвонились с вокалистом Кристианом Лильегреном, узнали несколько интересных фактов из истории коллектива и подробно обсудили свежий альбом, обложку для которого сделал Яни Стефанович – музыкант и арт-дизайнер (кому интересно, в Rockcor №4 (186) 2022 можно прочитать полноценное интервью с Яни, посвящённое выходу альбома “Black Miracles and Dark Wonders” его проекта Miseration). Яни любезно согласился рассказать о своей работе над обложкой для “Ghost Town”, так что в дополнение к основному интервью с Кристианом предлагаем вашему вниманию и дополнительное мини интервью с Яни.
- Привет тебе от “Роккора”, Кристиан! Как поживаешь?
- Здравствуй! Большое спасибо! Всё отлично! Лихорадочное нынче время: вышел новый альбом, много дел связано с ним, кроме того, я работаю тренером по трудоустройству – тоже весьма суетливая работа. Но сегодня планирую увидеться с братом - пойдём на футбол, будем смотреть игру Швеции с Бельгией в Стокгольме. Я так доволен новым альбомом! Чувствую, что мы всё ещё на ходу, и было бы чудесно однажды приехать в Россию!
- Да, мы тоже надеемся, что в какой-то момент с этим станет попроще…
- Да, сейчас с этим сложно.
- Как бы то ни было, поздравляю с выходом “Ghost Town”! Не ты один доволен новым альбомом – я видел много положительных откликов от различных рецензентов, да и сам, послушав запись, убедился, что вы вложили в неё немало сил.
- Спасибо! Да, нам очень радостно, что “Ghost Town” так тепло принимают. Мы работали над этим альбомом с большой страстью и надеемся, что, когда люди его слышат, они чувствуют то же, что и мы во время его создания.
- Как же он создавался?
- Си Джей, наш гитарист, выступил продюсером, он же и принёс значительную часть музыкального материала. У меня тоже были некоторые музыкальные идеи, например, для песни “Alive”, но почти всю музыку придумал Си Джей. А вот над текстами и мелодиями мы работали как команда – я, Си Джей и Йонатан Самуэльссон, наш новый бас-гитарист. Ну, вернее, как сказать новый… Он с нами уже с 2016 года. Я думаю, то, что вы слышите на этом альбоме, хорошо демонстрирует и наши истоки, и наш сегодняшний прогресс в работе над звуком. Пластинка получилась одновременно тяжёлой, мелодичной, симфонической, эпичной и эмоциональной. Лично мне, как вокалисту, эта запись позволила показать свой голос с самых разных сторон. Задача была непростая, но я очень доволен тем, как всё получилось.
- Как я понял, в творческий процесс была вовлечена не вся группа, верно?
- Всё равно это была командная работа, у каждого из нас была своя роль, и именно вместе мы заставили всё это работать, и я думаю, люди слышат, что мы – сильная команда, мы всё ещё в строю. И мы с нетерпением ждём, когда отправимся в тур с новым материалом.
- Какое послание вы вложили в альбом?
- Мы поднимаем разные темы, но в нём определённо чувствуется сильная связь с нашей христианской верой, она пронизывает запись, по-разному проявляясь и в теме взлётов, и в теме падений. Призрачный город есть в любой стране, в любом человеке, в каждом из нас. Это такое место, которое мы не хотим никому показывать и из которого нам нужно вырваться и прийти к чему-то лучшему. И мы верим, что с Божьей помощью это возможно.
- То есть Город-призрак – это такое метафорическое место, в котором живёт то плохое, что накопилось в человеке?
- Да, и я думаю, это хороший образ для мира в его нынешнем состоянии – это очень турбулентное место для жизни. Причём весь мир такой. В каких-то странах это заметно сильнее, если они, к примеру, находятся в состоянии военного конфликта или чего-то подобного, но я чувствую это даже здесь, в Швеции. Я говорил, что работаю тренером по трудоустройству, так вот: я вижу, что ментальное здоровье людей сегодня в весьма нехорошем состоянии, многие сильно страдают внутри. Здорово, что мы сейчас можем с тобой поговорить лично, посмотреть друг на друга, просто сказать: “Привет, как ты?” Сейчас этого не хватает. С помощью творчества Narnia мы хотим дать людям нечто большее, чем просто песни. Мы верим, что Бог дал нам дар музыки, чтобы мы были его посланниками в эти времена. Хотелось бы, чтобы наш альбом помог людям выбраться из своего города призрака и задуматься о том, что же на самом деле происходит вокруг.
- Ты согласен с утверждением, что роль музыки сейчас особенно велика?
Я думаю, да, музыка очень важна. Музыка, которая заставляет тебя чувствовать себя хорошо, текст, за который ты можешь ухватиться в свой самый тёмный час – когда ты полон сомнений, когда ты чувствуешь себя одиноким. Лично для меня это крайне важно. Нужно, чтобы с тобой рядом были песни, которые придают тебе сил. Меня даже инструментальные партии могут очень воодушевить – и в хорошие, и в плохие моменты в жизни.
- Какие композиции с “Ghost Town” ты бы особенно выделил?
- Это очень крепкий альбом с подборкой самых разных песен, но мои любимые – “Rebel”, “Hold On” и “Wake Up Call”. Мне также нравится тяжесть “Glory Daze”. Но, как я сказал, это хорошо сбалансированный альбом: ты можешь услышать и влияние нашего раннего стиля в неоклассических элементах, и более современный хард рок и хэви металл, но всё это отмечено фирменным знаком Narnia.
- Согласен, а если говорить про конкретные треки, то я бы ещё упомянул “Descention”.
- Да, “Descention” – волшебная песня, и я знаю, что она многим нравится. Я только что получил сообщение от Роба Рока, он сказал, что это его любимая песня на альбоме. Очень мощная вещь, мне она тоже по душе. А игра Си Джея на гитаре это что то. Я очень польщён возможностью работать с одними из лучших в своём стиле музыкантов барабанщиком Андреасом Йоханссоном и гитаристом Си Джеем Гриммарком, они настоящие виртуозы. Но опять же: самое главное, что все музыканты в группе работают как один и мы отлично проводим время друг с другом. Четыре оригинальных участника всё ещё в группе, и мы очень счастливы, ведь уже 27 лет прошло! Удивительно.
- Обложка альбома получилась весьма интересной, Яни Стефанович явно постарался. Что тебе самому больше всего в ней нравится?
- У меня сейчас нет на руках конверта от пластинки, только картинка на компьютере… Но что я хочу отметить – это цвета и баланс, то, как она притягивает взгляд. Хочется возвращаться к ней и каждый раз находить что то новое. Мне она напомнила об обложках из 1970 х, из моего детства, которые я любил разглядывать. И она очень хорошо отражает суть записи: ты видишь драму на обложке и слышишь её в музыке. Я считаю, что Яни проделал умопомрачительную работу, и я очень горжусь им. Я работал с ним очень близко в Flames Of Fire, The Waymaker и Divine Fire, мы много взаимодействовали, и было здорово снова пригласить его к сотрудничеству, он очень талантливый арт дизайнер. Я думаю, что эта обложка, возможно, на данный момент лучшая из тех, что была у Narnia. И как по мне, было бы здорово продолжить наше сотрудничество с Яни, как делают некоторые группы, которые прибегают к услугам одних художников, например, Iron Maiden.
- Ты упомянул 1970-е и альбомы того времени – а расскажи побольше, что тебя вообще привело в эту музыку?
- Вначале мне очень понравилась группа Sweet, и тогда же я открыл для себя Rainbow с их альбомом “Rising”. Оба вокалиста – Брайан Коннор и Ронни Джеймс Дио – сильно на меня повлияли. Первые альбомы Ингви Мальмстина тоже оказали большое влияние, особенно первый и “Marching Out”. Можно услышать влияние Rising Force в музыке Narnia. Также – Europe, концерт тура “The Final Countdown” был первым большим рок концертом, на котором я побывал, мне тогда было 15. В общем, из 1970 х: Sweet, Rainbow, Uriah Heep, Deep Purple, Queen – я огромный поклонник этих групп. Из 1980 х: Iron Maiden, Stryper, Helloween, Queensryche, Scorpions, Winger… Я очень люблю рок и металл той “большой” эпохи, и я рад, что мне довелось увидеть много хороших групп, особенно в 1980 е. Но началось всё со Sweet и Rainbow.
Продолжение читаем в Rockcor N4 (2023). Заказать журнал