Rockcor N4 (2023) - МАСТЕР – «EMPIRE OF EVIL» («ИМПЕРИЯ ЗЛА») (1991). История неизданного альбома (короткая версия)
Обложка к альбому «Empire Of Evil» московской группы МАСТЕР без подписи и каких-либо разъяснений была опубликована в цвете на страницах одного из журналов о рок-музыке за 1992 год в качестве рекламы агентства «Art&Hard» художника Владимира Гришечко. Благодаря этому она не затерялась в дебрях истории, однако пластинка, которую она должна была украсить, к сожалению, так и не была издана. Мало того, запись, сделанная в конце 1991 года на бельгийской студии «Hautregard Recording Studio», за исключением нескольких треков, не сохранилась. Благодаря гитаристу и идейному вдохновителю группы МАСТЕР Андрею Большакову нам удалось восстановить в деталях некоторые эпизоды из жизни группы 1991 -1992 годов, связанные с созданием неизданного альбома и работой за рубежом.
– В какой момент возникла идея записать альбом на Западе и когда появилась возможность её реализовать?
– Наша бельгийская история началась в конце 1987 года, после поездки в Польшу. Мы там часто бывали с конца 1987 по конец 1991-го, особенно часто начали ездить к 1991 году. В общей сложности мы там побывали 8 раз, и один раз я ещё ездил сам договариваться о концертах. Идею создания альбома на Западе я лелеял давно, задолго до того, как мы приступили к процессу записи. Происходило периодическое общение с представителями лейблов, мы что-то обговаривали, но всё оставалось в подвешенном состоянии, на уровне разговоров – не более. Поступали ещё и весьма сомнительные предложения. Например, во время одной из первых поездок, нас пригласили выступить в качестве хедлайнеров на концерте в живописном городе Гент. Это был праздник города, на котором гуляют на протяжении нескольких дней — утром, днём и ночью город как огромный улей: все пьют, отдыхают, бузят сутками напролёт. Наше выступление происходило на сцене под огромным шатром — я даже не представляю, как организаторам удалось такой соорудить. Нас тогда очень круто приняла публика. А после концерта подошёл чувак и предложил заключить контракт на выпуск альбома. Я моментально «загорелся»: «Замечательная идея, а в какой студии будем записываться?» Но в ответ я услышал: «Никакой студии нам не понадобится. Мы запишем концерт и выпустим этот материал». Естественно, меня это не устраивало: «Вы не хотите потратиться на студию, а для нас это будет первая запись живого концерта — там может быть много лажи. Я не согласен». Так и разошлись ни с чем, хотя он такой весь серьёзный из себя был, деловой. Кстати, позже в Генте проживал наш клавишник Кирилл Покровский.
В первой половине 1991 года мой бельгийский друг Паскаль Барбье сообщил, что он вышел на человека, который сможет организовывать нам стабильные концерты, поможет записать и выпустить альбом. Звали этого человека Жан Матю. Мы в июне прилетели в Бельгию и тогда уже познакомились лично. Жан оказался типичным дельцом от шоу-бизнеса, который исповедовал подход: «Ничего личного — только бизнес», а мы к этому не были готовы. Он персонально ничего не делал — у Жана не было опыта, но зато было огромное количество знакомых, которые занимались организацией концертов. Сам он владел фирмой по ремонту различных щипковых инструментов. Так получилось, что, не отыграв ни одного концерта, мы уже были должны ему круглую сумму, которая не покрывала наш заработок от предстоящих концертов. В итоге, мы, отработав 8 из 15-ти запланированных концертов тура, после жёсткой размолвки прекратили сотрудничество. Расхлёбывать всё пришлось мне. Параллельно с этим наша финансовая ситуация постепенно ухудшалась, и из-за этого в коллективе очень быстро рос градус напряжения — атмосфера была взрывоопасная. Надо было срочно записывать пластинку.
В следующий приезд, который оказался последним, – осенью 1991-го – я и Паскаль объехали все, или практически все, известные нам рекорд-компании, – их, по-моему, было 5 или 7 – и в каждой из них нам отказали. Почему отказали? Отказали нам потому, что Жан Матю дал отмашку, чтобы с нами никто не подписывал контракт. Он не был человеком калибра Гольденберга или Викштейна, но проблемы создать нам смог. Бельгия – маленькая страна, и все там друг друга знают, поэтому никто не хотел лишних конфликтов. Мы побывали даже в другой части страны, в восточной Фландрии, но и там тоже не случилось. Нас даже не спрашивали о демозаписях – конечно, в Москве мы их не делали, надеялись, что в Бельгии всё быстро и качественно запишем. У нас были с собой старые записи, но до их прослушивания дело просто не доходило. Паскаль продолжал поиски. И вот он мне однажды говорит: «Слушай, Андрей, нашлась компания, которая готова разговаривать с нами. Я уже договорился о встрече». Мы собрались и поехали вдвоём в Брюссель в офис компании «Two flags» — на тот момент мы уже с музыкантами в группе практически не общались. Там нас ждал Брюс де Пасс – холёный такой чувак, одетый «с иголочки» – мне не нравился такой тип людей, хотя я сам вскоре стал так одеваться – в бизнесе свои правила. Я начал было рассказывать о поездках по рекорд-компаниям, упомянул Жана Матю, а он в ответ: «Короче, мне Жан Матю по барабану. Я просто занимаюсь бизнесом». Он приехал к нам на концерт, послушал и сказал: «Ok, работаем!». В офисе обсудили основные положения контракта, Брюс позвонил на студию, а потом сказал, что группа может приступать к записи со следующей недели.
– Если перечитать прессу начала 90-х, создаётся впечатление, что у группы всё складывалось очень радужно. А как оказалось, существовало множество проблем, даже внутренних.
– Про все поездки, когда приезжал в Москву, я говорил правду, немного добавляя пафоса, что у нас, мол, всё очень круто складывается. Что-то в мои уста «вкладывали» журналисты в своих многочисленных публикациях. Но о последней поездке – когда группа очутилась на грани распада – я, конечно, говорить не стал. Я о тех событиях рассказал намного позже, а до этого молчал. Вначале у нас действительно были очень удачные поездки. Были успешные концерты, хоть и не выступления во дворцах спорта, на стадионах или в огромных концертных залах – это были небольшие клубы. Было много знакомств и деловых разговоров, радиоэфиров, статей в прессе – кстати, совсем недавно узнал, что выходила отдельная статья о группе в немецком «MetalHammer». Были встречи с представителями компании «Stage Manager», общение с «Mousoleum» и «Rambler», но всё в конце концов не приобрело каких-то видимых очертаний. Но мы «работали» концерты и всё-таки записали альбом «Empire Of Evil».
– Такое название альбома было выбрано сразу или, может, имелись запасные варианты? Это был рекламный ход или стойкое внутреннее убеждение?
– Название «Empire Of Evil» – «Империя зла» – было выбрано специально, и других вариантов не было. Это определение прозвучало в речи Рональда Рейгана, и оно было адресовано СССР. Я очень не любил ту систему, нет, не страну, – она была прекрасна, – а систему, тот государственный механизм, который в конце концов был демонтирован. Но скажу, что мы теперь живём в другое время, у нас такие свободы во всём, что мне, честно говоря, даже порой страшновато становится. Система рухнула, но то, что пришло ей на смену, пришло в искажённом и изуродованном виде.
Продолжение читаем в Rockcor N4 (2023). Заказать журнал