Rockcor N1 (2022) - Deep Purple: “Нам просто не хотелось сидеть без дела” (короткая версия)
Чуть более чем через год после выхода альбома “Whoosh!” DEEP PURPLE возвращаются с новым студийным релизом “Turning To Crime”, правда, на этот раз группа решила отойти от создания оригинального материала и вместо этого продемонстрировала своё видение песен таких коллективов и музыкантов, как Боб Дилан, Fleetwood Mac, The Yard birds, Cream… С полным списком можно ознакомиться, взглянув на трек-лист. Мы со звонились с Роджером Глове ром, бас-гитаристом и одним из старейших участников группы. Так получилось, что разговор выпал на его день рождения – 30 ноября, так что грех было не поздравить именинника. Кроме обсуждения нового альбома, мы затронули такие темы, как роль каверов в становлении DEEP PURPLE, мода на “олдскул” у молодых групп, влияние технологического прогресса на творческую деятельность, продюсерская и сольная активность Роджера и отдельным пунктом воспоминания о Джоне Лорде, которому в 2021 м могло бы исполниться 80 лет, но вместо этого в 2022м исполняется 10 лет, как Джон не с нами. Грустно, но не будем печалиться о смерти, будем праздновать жизнь…
- Привет, Роджер! Говорят, у тебя сегодня день рождения…
- Привет! Да, верно, люди продолжают мне об этом напоминать…
- Ну, никуда не деться! Прими мои поздравления. Наверное, в нынешней ситуации правильнее всего в первую очередь пожелать крепкого здоровья.
- Да. Знаешь, я получил отличный подарок на день рождения им стал “Turning To Crime”.
- Здорово, этот подарок мы сегодня ещё обсудим. Что насчёт дня рождения как планируешь отмечать?
- Всё несколько меняется, когда ты стареешь. Это не обязательно должно быть какое-то празднование, просто ещё один день. Но я думаю, мы соберёмся, чтобы отметить, в выходные.
- Как насчёт остальных Purple?
- Я от них ничего не слышал. Мы не всегда помним, когда у кого день рождения.
- Что ж, понятно. Ладно, давай поговорим о свежем релизе Deep Purple, который ты назвал отличным подарком, – “Turning To Crime”. Во-первых: почему, собственно, альбом каверов?
- Ну, нам просто не хотелось сидеть без дела. Мы приняли решение [записать альбом каверов] к середине первого локдауна, ситуация тогда выглядела безрадостно, все наши концерты были перенесены. Мне не нравилось просто ничего не делать, но проблема заключалась в том, что мы не могли собраться вместе, чтобы начать что-то писать. Мы в Purple не сочиняем песни [по-отдельности] они по являются, когда мы джемуем впятером, находясь в одном помещении. Тогда-то всё и происходит, идеи обретают формы. А делать это в одиночку… Практически невозможно написать пёпловскую песню без участия остальных музыкантов. Мы оказались на привязи, у нас не было возможности поработать в привычном формате. Но если убрать из нашей формулы написание песен, всё равно остаётся исполнение – мы ведь можем играть [по-отдельности]. Сочинять – нет, но взять и сыграть сочинения других людей – да. Так мы и пришли к альбому с каверами.
- А как отбирали песни?
- Мы созванивались по интернету, все вместе общались с Бобом Эзрином, нашим продюсером. “Ну как, что будем делать?” “Так, каждый пишет свои предложения по каверам!” У нас набралось где-то 50 песен, и в итоге всё решало голосование вслепую – его провели по электронной почте: каждый прислал свои голоса Бобу, а он их все посчитал, так что в итоге на альбом попали те песни, которые набрали больше всего голосов. Всё было просто.
- Как ты считаешь, что вообще необходимо группе или музыканту, чтобы сделать хороший кавер?
- Ну, первоначальное требование – это уважение к самой песне. Ты выбираешь вещь для кавера не потому, что это просто какая-то старая песня, а потому что это песня, которую ты любишь или в которую ты веришь, или которую очень хочешь сыграть. Когда мы работа ли над идеей с каверами, мы понимали, что делать версии один в один с оригиналами – это неподходящий для нас вариант. Если подумать, Deep Purple ведь начались с кавера – “Hush”. И это не была версия, сыгранная “в лоб”, это была расширенная, дополненная версия. В некотором смысле это задало тон на будущее. Я помню, когда я толь ко присоединился к группе, Джон Лорд, Ричи Блэкмор и Йен Пейс вели разговоры об Америке и о Vanilla Fudge о том, как Vanilla Fudge берут поп-песню и превращают её во что-то другое. И это как раз то, что было сделано с “Hush” и с последовавшими за ней двумя сингла ми, подход был похожий. В общем, к моменту, когда я пришёл в Purple, они, по сути, занимались такими вещами. Свой материал пошёл, уже когда подключились мы с Гилланом и начали сочинять вместе с остальными. Так что делать каверы – это не что-то необычное для Deep Purple. Но, как я сказал, для нас важно не играть песни один в один с оригиналом, а “пёплоизировать” их, сделать своими.
- Да, такой подход понятен. Уверен, что за свою карьеру ты слышал приличное количество каверов на самих Deep Purple, верно? Какие приглянулись тебе больше всего?
- Да, пожалуй, каждая рок-группа когда-нибудь да играла песню Deep Purple. Я не слушаю их специально, но из того, что слышал, мне понравилась одна группа из Южной Америки… Senor Coconut с их версиями в стиле боссановы [прим. автора: кавер на “Smoke On The Water” появился на альбоме “Fiesta Songs” 2003 года]. Да на самом деле довольно многое нравится. Понравилось прочтение в духе Кэба Кэллоуэя, а ля старый джаз. Ещё регги версия… Даб версия, если хотите. Знаешь, хорошая песня будет хорошо звучать в любом жанре, в любой аранжировке. Так что, когда слышишь такое [количество вариантов], это только подтверждает уровень самой песни.
- Сейчас появляется много молодых групп, которые играют свою музыку, но стилизуют её под старую: Greta Van Fleet, Blues Pills, Rival Sons и так далее. Что ты думаешь об этом тренде и о подобных коллективах?
- Я думаю, это здорово. Greta Van Fleet великолепны. Это некое возвращение после того, как технологический прогресс увёл процесс создания музыки в сторону, к цифровым технологиям и тому подобному. [Сейчас] любой может создавать музыку. И большинство людей, у которых уже нет необходимости начинать с выступлений в клубах, с игры вживую, начинают с компьютера. Это направило музыкальный поток в совершенно иное русло, не обязательно хорошее, поскольку кто угодно, даже человек без таланта, может делать музыку, которая будет звучать приемлемо. И музыки вокруг сейчас так много… Я думаю, в 80 е, когда всё развивалось очень быстро, мы с Purple попали в некую ловушку: начали сэмплировать барабаны, использовать клик-треки и другие актуальные на тот момент достижения науки. В конце концов мы отказались от всего этого, поскольку не чувствовали, что для нас такой путь правильный. Мы вернулись к тому, что делали раньше. Например, мы до сих пор записываем песни в студии все вместе, одновременно. Мы не работаем над ними по очереди. Для нас важно ощущать то, чем является группа, в одиночку такое не прочувствуешь. Это некое возвращение к основам, если хотите. Ещё мы убрали со сцены платформы, на которые обычно ставят клавиши и барабаны, потому что хотим находиться на одном уровне. Мы группа, мы музыканты — вот, что главное. Не шоу, – световые эффекты и тому подобное, а музыка является ядром нашей группы. Так было раньше, и это так до сих пор, хотя, конечно, у нас есть и освещение, и всё остальное.
- Ты упомянул, что на “Turning To Crime” Deep Purple работали с Бобом Эзрином в качестве продюсера, как и на нескольких предыдущих альбомах. Какое-то время назад ты сам продюсировал записи группы, но после “Abandon”, вышедшего в 1998 м, прекратил это делать. Почему?
- Мне бы не заплатили (смеётся). Это тяжелая работа – продюсировать группу, в которой ты сам играешь. Нужно носить разные шляпы, а когда остальные участники Deep Purple смотрят на меня, они видят одну и ту же старую шляпу [прим. автора: фразеологизм “носить разные шляпы”/“wear different hats” в английском языке означает “заниматься несколькими делами одновременно” или “занимать одновременно несколько должностей”]. Я просто бас гитарист, а быть человеком, который смотрит на всё со стороны и видит картину целиком, в этом случае почти невозможно, поскольку я сам являюсь частью этой картины. Это не то чтобы вообще нереально в принципе, можно это сделать. Но это непросто: такая работа отнимает много времени, и, поскольку ты являешься членом группы и хочешь всем угодить, в конце концов всё сводится к тому, что вы образуете некий комитет. Притаком процессе микс зачастую получается бледноватым, в отличие от подхода, когда за него отвечает один человек, когда продюсер остаётся наедине со своей аппаратурой и ему не нужно думать об участниках группы. В таком случае микс, как правило, получается лучше. И я был счастлив [больше] не заниматься продюсированием.
Продолжение читаем в Rockcor N1 (2022). Заказать журнал