Rockcor N8 (2021) – Lordi (короткая версия)
04:43:27 - такова продолжительность свежего релиза от LORDI. 78 композиций распределены по семи альбомам, которые, в свою очередь, объединены в бокс-сет под названием “Lordiversity”. Никаких демо, альтернативных версий или концертных записей, только свежие треки! Звучит сумасшедше? Ещё как! Однако шутки в сторону – всё серьёзно (насколько это только возможно в случае с LORDI). Решив развить идею предыдущего альбома “Killection”, который представлял собой сборник песен разных эпох и стилей, финские монстры взяли и записали по целому альбому на каждую эпоху. Релиз доступен как на стриминговых платформах, так и на физических носителях (но только все 7 лонгплеев вместе, по-отдельности альбомы не продаются). Чтобы обсудить столь необычный и масштабный проект, мы созвонились с Томи Путаансуу, более известным как мистер Лорди.
- Привет, это Алекс, журнал Роккор!
- Здравствуй! Дай мне минутку, надо выпустить чёртовых собак… (звуки возни).
- А что у тебя за собаки?
- О, у меня две собаки - бордоский дог и английский бульдог. У меня всегда были английские бульдоги. Этого зовут Халк, и он уже седьмой по счёту. Люблю эту породу. Так, всё, я на месте!
- Отлично! Думаю, стоит начать с поздравления, ведь выпуск сразу семи альбомов — это само по себе достижение! Ну и первый вопрос по теме: как удалось убедить лейбл пойти на такое? Это ж наверняка выглядело для них сумасшедшей затеей.
- Спасибо за поздравление! Хе, ну вообще история такая: когда мне только пришла в голову эта идея, я поговорил с нашим барабанщиком Маной, и мы придумали план того, как нам презентовать её остальным музыкантам из группы, менеджменту, A&R и лейблу. И сначала я позвонил нашим музыкантам, они все согласились участвовать, никаких проблем. Потом я сообщил нашему A&R-менеджеру – его зовут Янне Хальмкрона, он работает с нами ещё со времён “The Arockalypse” [прим. автора: третий и самый успешный альбом группы, вышел в 2006-м] и отвечает за логистику, управление финансами, бронирование студий, составление расписания. В общем, это такой человек, который следит, чтобы всё шло по плану, чтобы мы всё успевали. А ещё он делится своим мнением по художественной части. В общем, я ему позвонил, рассказал о своей задумке, а он говорит: “Слышишь удаляющиеся звуки шагов? Это я сваливаю подальше от твоей идеи. Да ни за что, мать твою!” И я такой: “Да ладно тебе, чувак!” А он всё не соглашается: “Не-не-не”. Я продолжаю: “Подожди-подожди-подожди, давай я тебе расскажу наш ПЛАН!” В общем, где то через час с четвертью я его всё таки убедил, он изменил своё мнение и сказал, что теперь видит, что это возможно. Но ещё он сказал, что всё же единственная причина, по которой он даёт своё согласие, - это его уверенность в том, что, когда я позвоню менеджменту и представителям лейбла, они скажут мне идти на хрен с такой идеей. “Я спокойно соглашаюсь участвовать в этом, потому что точно знаю, что этого никогда не случится, так что я в полной безопасности!” А потом я звоню менеджеру, и он говорит: “Да это лучшая идея, какую я только слышал!” И мне оставалось только сказать: “Благодарю вас, сэр!” Он начал переговоры с лейблом, и вот тут всё пошло очень медленно, потому что лейбл не сказал “нет”, но однозначного “да” от них тоже не было, потому что они были несколько напуганы такой затеей. Им потребовалось два или три месяца, чтобы всё-таки дать добро, и я их понимаю. Ведь когда готовится альбом, лейблу нужно составить план релиза, понять, как его распространять, что делать в плане маркетинга, как его рекламировать и так далее. А то, что хотели сделать мы, никто никогда не делал, так что им нужно было всё продумать прежде, чем сказать окончательное “да”. Мы вообще изначально планировали десять альбомов, но нам сказали, что это совсем уж безумие и что хватит семи (смеётся). В общем, видимо, где-то в районе чисел 8-9 пролегает граница, за которой нечто приемлемое превращается в сумасбродное. Короче, лейбл согласился, хотя это и заняло очень много времени. И в том числе мы долго обсуждали, как всё это правильно выпустить. Были мысли выпускать по альбому раз в две недели, по альбому раз в месяц, но я настаивал, что нужно выпускать всё сразу, в этом и была задумка. И вот, наконец, это воплощается в реальность!
- Каждый альбом выдержан в своём жанре: хард-рок, диско, прогрессив-рок, хэви-металл, АОР, трэш/спид-металл и индастриал-металл. А как вообще такие стили, как диско и АОР, сочетаются с образом Lordi?
- Да хорошо сочетается, на самом деле! Вообще, когда я пишу песни, то никогда не думаю об имидже группы, о том, как мы выглядим. Я никогда не ухожу в визуализацию, когда сочиняю. Конечно, что касается лирики, то у Lordi это всегда либо что-то сексистское, чуть ли не порно, либо что-то жестокое, хоррор. Это то, какими Lordi предстают на “картинке” с точки зрения текстов. Но что касается АОР и диско, то есть альбомов “Superflytrap” и “Humanimals”, - которые, кстати говоря, являются моими самыми любимыми альбомами из бокс-сета, - они выглядят уместными, ведь всё дело в концепции, а она строится на наших текстах и нашем отношении. Если говорить о диско: взять, к примеру, “Would You Love a Monsterman?” [прим. автора: песня с альбома “Get Heavy” 2002 года] – это ведь по сути диско-песня, просто у неё хард-роковая аранжировка, её легко можно переделать в стопроцентное диско. Короче говоря, я думаю об этом так: все эти разные жанры, превлияние; то, из чего на самом деле и сделаны обычные, классические, привычные всем Lordi. Чтобы получить стандартных Lordi, вам нужно немного диско, немного трэша, чуток прогрессива, немного рока 70-х, немного АОР – это всё комбинация вещей, которые на меня повлияли. Мы бы не смогли сделать рэп- или хип-хоп-альбом, даже если бы кто-то приставил чёртову пушку к моей башке и сказал: “Пиши рэп!” Я бы только ответил: “Вау, ну давай, спускай курок, говнюк!”
- Суммарно у вас получилось 78 треков… Сколько времени ушло на сочинение и запись?
- Я пишу достаточно быстро и много, постоянно что-то сочиняю. В итоге около 45 песен вообще не попали на эти альбомы. Я начал писать материал в первых числах июня 2020-го, а закончил в последних числах августа того же года. Так что я написал все 7 альбомов – а писал я их один за другим, хронологически - за 3 месяца, потом 9 месяцев ушло на запись, сведение и мастеринг. Получается примерно 5-6 недель на альбом, это в принципе нормальное время, не какой-то рекордно короткий срок. Мы бы легко могли сделать и десять альбомов, как я изначально хотел, и я очень горжусь, что эти семь мы сделали за меньшее время, чем рассчитывали, а ещё мы вписались в чёртов бюджет, причём потратили даже меньше, чем ожидалось!
- Ты сказал, что у вас осталось ещё много песен, которые не попали на альбомы. Что ты планируешь делать с ними – издать в дальнейшем или просто выбросить?
- Нет, я никогда их не выбрасываю. Бывает, я залезаю в своё хранилище – ящик письменного стола – и смотрю, есть ли там что-то стоящее, иногда достаю оттуда какие-то старые демо. К примеру, песня “Discoevil” с альбома “Babez for Breakfast” существовала ещё до “Get Heavy”. Так что иногда я возвращаюсь к неизданному материалу и использую его. И однажды выпустим все наши демо – сейчас это около 700 вещей или около того. Когда-нибудь мы это сделаем! Перед тем, как ударила “корона”, у нас был план на 2022 год: так как исполняется 30 лет Lordi и 20 лет “Get Heavy”, мы хотели отметить юбилей дебютного альбома и выпустить эти чёртовы демо, а к концу 2022 го или началу 2023 го записать новый альбом. Но потом случилась “корона”, и всё это обломалось.
- При записи каждого альбома вы использовали инструменты и оборудование соответствующего периода. Расскажи о самых интересных на твой взгляд экземплярах.
- Хммм… Ну, в 80-х, по сути, использовалось примерно то же самое, что и сейчас, так что не скажу, что было что то особенно интересное из того периода. Конечно, немного отличалась запись барабанов – использовались другие мембраны на том-томах, и ещё встречались незначительные технические отличия. Но всё самое интересное происходило на первых двух альбомах – “Skelectric Dinosaur” и “ Superflytrap”. Для записи “Skelectric Dinosaur” мы приехали в ту же студию и использовали всё то же винтажное добро, что и при записи соответствующих треков для “Killection”. Использовали всё то же самое – те же настройки, те же микрофоны, те же барабаны, привлекали тех же людей. В общем, мы как бы продолжали записывать альбом, для которого уже были записаны “Carnivore” и “Blow My Fuse”. А вот для записи “Phantom Lady” нам понадобился особый звук колокольчиков, и мы искали оригинальный синтезатор из 70-х, у которого был бы такой звук – мы хотели добиться звучания как у Kiss на “Shout It Out Loud”, там как раз были такие колокольчики. И поиски были непростыми, потому что я не хотел инструмент из 1990-х или 2000-х. Можно легко найти классное оборудование этих лет, но мы искали именно старый синтезатор из 70-х с этим чёртовым звуком колокольчиков, и в итоге мы его нашли (смеётся). Некоторые завистники спрашивали: “Как вам удалось сделать звук на каждом альбоме таким убедительным, как будто они все, и правда, были записаны в то время?” Ну никакой магии – если ты будешь записываться только на оборудовании того времени, дойдёшь до конца и не поддашься соблазну добавить что-то из современных фишек, то всё получится. Это само по себе не так сложно, но вот найти необходимое оборудование и подходящую студию действительно нелегко. Когда мы делали наш диско-альбом, у Янне, нашего A&R-менеджера, о котором я уже говорил, было задание – найти студию в Финляндии, где мы бы могли получить нужный звук. На “Killection” нашей диско-песней была “Zombimbo”, её мы делали в той же студии, что и “Blow My Fuse” и “ Carnivore”, но мы не были довольны звуком на 100%, хотелось глубже погрузиться в диско поздних 70-х. Студию он нашёл, причём, как оказалось, её владелец записывал большинство финских диско артистов как раз из поздних 70-х. И вот Янне звонит ему – его, кстати, зовут Хамис - и говорит: “Здравствуйте, я от группы Lordi, мы сейчас делаем диско альбом и пытаемся воссоздать звук старого диско”. На том конце стало очень тихо, только через какое-то время Хамис сказал: “Окееей, Lordi делают диско?” И Янне ему: “Да-да. Вы сможете помочь нам нарулить нужный звук в своей студии?” И он отвечает: “Вы можете приехать сюда, а я просто включу оборудование – звук уже там, мне не нужно ничего делать”. И как же он был прав, мать твою! Когда я, Мана и Хииси приехали туда, чтобы записать барабаны и бас, мы в этом убедились. Они просто начали играть, и мы давай смеяться. Я с Янне сидел в операторской, Хамис был у микшерского пульта, и я такой: “Господи, да ты не врал!” Он не делал абсолютно ничего, а звук диско из 70-х был тут как тут! Как выставил настройки 40 лет назад, так они и остались. Он записывает и современных финских музыкантов - для них он, конечно, меняет звук в миксе, но мы не дали ему ничего поменять в нашем случае, потому что это был именно тот звук, который мы искали.
Продолжение читаем в Rockcor N8 (2021). Заказать журнал