Rockcor N7 (2021) - CRADLE OF FILTH (короткая версия)
Не дождавшись полноценного возобновления концертной деятельности, CRADLE OF FILTH решили, что откладывать выпуск нового альбома уже некуда, так что середина осени ознаменовалась 13 м студийным релизом от английских металлистов с говорящим названием “Existence Is Futile” – “Бытие тщетно”. Группа, неизменно возглавляемая Дэни Филтом, вновь подтвердила свой высокий уровень, создав запись, отлично балансирующую между атмосферностью и техничностью, между симфоничностью и экстремальным металлом. Гитарист Ричард Шоу пообщался с нами и поведал об изменениях в составе Крэдлов, о планах группы (а также об их неизбежном столкновении с нынешними реалиями) и, конечно, о свежем лонгплее. Ах да, ещё Ричард готов помочь желающим улучшить свои навыки игры на гитаре (или приобрести эти навыки, если их не имеется), ведь он даёт онлайн уроки. Так что, если кто-то хочет записать ся на занятия, в интервью есть информация и об этом.
- Привет тебе из России, Ричард!
- (прикладывает руку к виску) Привет из Великобритании!
- Вот и подоспела новая запись Cradle Of Filth “Existence Is Futile”. Согласно пресс релизу, основная его тема – это экзистенциализм и, в частности, экзистенциальный страх, страх перед неизвестным; и что любопытно альбом был сочинён ещё до пандемии. Что же вас подтолкнуло к этой тематике?
- Всё началось так же, как и с другими нашими альбомами: мы просто играли что то, сочиняли музыку, обменивались идеями. Причём участвовали все шесть музыкантов, в том числе и Дэни [Филт] – он всегда может сказать что-то в духе: “Мне очень понравился такой-то тип риффа, мы можем написать нечто подобное?” или “Я слышал вот такой момент в саундтреке к такому-то фильму, разве не круто, что похожий ход будет звучать у нас?” Даже когда мы работаем над инструментальной частью, он понимает, какие элементы ему хотелось бы видеть в песне. И когда мы начали заниматься музыкой для нового альбома, стало понятно, что у Дэни есть чёткое представление о том, что он хочет донести с точки зрения лирики. У него было много чего сказать о тщетности существования, и в некоторых песнях он копнул действительно глубоко, высказываясь о том, как люди относятся и друг к другу, и к нашей планете; поднимая и другие мрачные темы, которые он так любит и которые так хорошо подходят для альбома Cradle Of Filth.
- Сейчас подобные размышления актуальны как никогда…
- Точно. Как ты сказал, альбом был сочинён до пандемии – и музыка, и тексты. Мы записывали мои гитарные партии, как раз когда в Великобритании ввели локдаун. Все партии ритм гитары уже были готовы, и мы должны были начать работу над соло, как вдруг всё встало. Мы тогда подумали: “Хм, странно… Ну ладно, через пару недель это закончится, и мы продолжим”. Но пандемия до сих пор с нами. Получилось очень необычно у Дэни с самого начала была эта основная идея для “Existence Is Futile”, и вот прямо в тему грянула пандемия. Я думаю, многие люди будут думать, что мы сочиняли альбом именно во время пандемии и что он вдохновлён ей, но нет – это одно из тех страннейших совпадений, что порой случаются.
- Знаешь, это немного похоже на ситуацию с последним альбомом Moonspell “Hermitage” он, конечно, отличается по стилю, но его тематика во многом совпадает с идеями, о которых ты говоришь, и я думаю, многие слушатели так же предполагают, что он был вдохновлён пандемией, хотя это не так.
- Да, удивительно. Мы ведь знакомы с ребятами из Moonspell. И Фернандо [Рибейру, вокалист] – это такой провидец, визионер… Он как-будто “настроен” на какую-то волну. Может, он сразу понял что-то, чего не понимали все остальные, я не знаю (смеётся).
- Да, необычно это всё. Но давай продолжим про “Existence Is Futile”. Расскажи про свою роль в его создании – ты отвечал только за гитарные партии или было что-то ещё?
- В первую очередь, конечно, гитара, но, кроме этого, я достаточно много поучаствовал в написании песен, гораздо больше, чем на предыдущих альбомах. Раньше было так: кто-то пишет песню, доводит её до состояния, когда он полностью ей удовлетворён, и уже затем показывает остальным. После этого все вместе её чуть-чуть дорабатывают, но она почти полностью остаётся песней конкретного человека. В этот раз мы, конечно, и такой метод тоже использовали для некоторых вещей, но в основном подход стал скорее коллективным: вот у меня была заготовка песни, а Ашок [второй гитарист] предложил свой припев, а Мартин [Шкарупка, барабанщик] придумал хороший бридж. И в итоге это всё равно моя песня, но некоторые её части были предложены другими музыкантами. В общем, подход несколько поменялся, теперь песня — это больше не сочинение одного человека плюс текст Дэни, а общая работа пяти музыкантов.Конечно, с лирикой от Дэни поверх.
- А это всё происходило вживую или онлайн?
- В основном по интернету – мы все живём в разных местах, так-что нам сложно собраться вместе вживую, но, к примеру, в 2019-м, когда мы были в туре по США и у нас был выходной, мы с Мартином сели и просто начали писать материал вместе. Он запустил метроном в какой-то своей звукозаписывающей программе, стукнул по пробелу и говорит: “Сыграй рифф”. А я такой: “Что?” Он мне: “Да просто сыграй любой рифф”. Я сыграл какой-то рифф, который пришёл мне в голову, он остановил запись: “Круто, попробуй, может, поменять вот эту ноту и вот эту”. Я сыграл, он его записал и опять говорит: “Круто, мне нравится, давай теперь ещё один рифф”. В итоге за тот выходной мы, по сути, написали песню целиком. Конечно, потом, уже вернувшись из тура, мы её отполировали и привели к окончательному виду. Ещё, например, я летал в Глазго специально, чтобы поработать с нашим басистом [Дэниелом Фёртом] над бонус треком “Sisters Of The Mist”. Но, как я сказал, многое было сделано по интернету - мы присылали друг другу какие-то части песен или даже целые песни и так работали над ними. В этот раз мы попробовали несколько способов, и это освежило процесс по сравнению с опытом работы над парой предыдущих альбомов, когда мы всё делали по шаблону.
- Ты упомянул “Sisters Of The Mist” – это интересная песня с точки зрения концепции, ведь она стала заключительной частью трилогии “Her Ghost In The Fog”, которая началась аж в 2000 году на альбоме “Midian”. Расскажи про неё поподробнее.
- У нас было два выходных в Финляндии, и так как мне становится нехорошо от ничегонеделания, я взял гитару и набросал 6-8 музыкальных зарисовок, которые потом гонял по кругу, доводил до ума. За два дня я придумал достаточно много элементов для песни, и уже в конце тура, как раз когда я прилетел в Глазго, Дэниел сказал: “Если мы вместе поработаем над этой вещью, я уверен, получится нечто особенное”. Во время туров мы обычно живём в одной комнате, так что он слышал, как я работал над ней ещё тогда, и ему очень понравилось то, что он услышал. А когда мы закончили музыку и Дэни услышал её, он сказал: “Это будет третья часть «Her Ghost In The Fog»”. Мы были очень удивлены, я думал, что эта история закончилась на “Swansong For A Raven” [прим. автора: с альбома “Nymphetamine”, 2004 год], но Дэни видел её именно так. Он предложил нам поменять изначальную концовку песни, чтобы у него было больше пространства для завершения этой истории с точки зрения лирики, ему нужно было чуть больше музыки, и в итоге мы пришли к такому масштабному финалу, который ты слышишь на альбоме. Дэни сам признаёт, что он не может писать тексты без музыки, но? когда у него есть музыка, он прекрасно видит, какой должны быть лирика, и уже после этого становится понятно, как нам стоит ещё дополнить или изменить музыку, чтобы всё идеально сочеталось. Так что это постоянно идущий процесс, музыка и текст дополняются, меняются. Я обратил внимание на это ещё в своих предыдущих группах – песня не готова, пока… знаешь, говорят: “It’s not final until it’s on vinyl” [прим. автора: “не финальная версия, если ещё не на виниле” или “не закончено, пока не выпущен тираж”].
- А какие песни принесли тебе больше всего удовольствия с точки зрения игры на гитаре?
- О, это и правда хороший вопрос. Конечно, для меня в каждой песне есть что-то классное, но выделю свою “Suffer Our Dominion”. Собственно, это первая песня, которую я написал для альбома, и случилось это ещё в январе 2019-го в перерыве между турами. Там есть очень крутые моменты в риффах! И сначала я придумал другое вступление, но Дэни сказал, что нужно нечто чуть отличное, поскольку то, что я сделал, было чересчур “по-крэдловски”, слишком предсказуемо, а вот второй вариант получился другим, вышло здорово, и соло тоже удалось. Ещё отмечу “The Dying Of The Embers” – это как раз та песня, что я написал совместно с Мартином во время тура по США, и это для неё Ашок предложил свои идеи. Есть ещё “Discourse Between A Man And His Soul” – её написали Ашок и Анабель [клавишница], и в ней просто невообразимые, длинные, парящие гитарные мелодии, которые играть так же кайфово, как и более быстрые, шредоподобные партии.
Продолжение читаем в Rockcor N7 (2021). Заказать журнал