Rockcor N2 (2021) - Интервью Evergrey (короткая версия)
Мастера прогрессивного пауэр-металла шведской группы EVERGREY выпускают долгожданный двенадцатый альбом - «Escape Of The Phoenix», который уже можно смело назвать одним из самых сильных альбомов ещё недавно вступившего в силу 2021 года. Растущий профессионализм, рвущая душу взрослая меланхолия, прекрасный баланс между лирикой и тяжестью, а также драматичный вокал лидера группы Тома Энглунда – вот главные аргументы в высокой оценке творчества коллектива, не перестающих восхищать даже самых придирчивых меломанов. О новом альбоме, деталях творческой кухни, а также интересных сайд-проектах Том рассказал нам в преддверии релиза...
- Вас приветствует «РокКор»! Поздравляю с выходом нового альбома «Escape Of The Phoenix». Имеет ли он смысловую связь с предыдущим, который в свою очередь был частью трилогии?
- Никакой связи с предыдущим альбомом нет. «Escape Of The Phoenix» - это независимый релиз.
- Расскажите о смысле названия, которое в анонсе описывается как «вариант развития событий, при которых Феникс не желал возрождения». Вообще, новый альбом концептуальный?
- Это не концептуальный альбом, все 11 песен затрагивают разные темы. Что касается истории с Фениксом, то я провёл параллель между ним и любым человеком, который не желает каждый день вставать рано и заниматься чем-то бесполезным и неприятным изо дня в день. В тексте присутствует некая игра слов и размышление о том, как было бы здорово просто взять и улететь.
- Как локдаун повлиял на сочинение и запись новых композиций?
- Лично для Evergrey ситуация с коронакризисом дала прекрасную возможность спокойно записать альбом. Обычно нам приходится ездить в туры, вести дела группы и параллельно работать над новым материалом. Но в этот раз всё прошло спокойно, можно сказать, «на расслабоне» - у нас было достаточно времени на сочинение песен, и заранее забронирована студия. Так что мы извлекли пользу из сложившихся обстоятельств.
- Некоторые музыканты говорят о том, что кризис такого масштаба отнюдь не способствует творческой деятельности. Получается, в вашем случае это не так?
- Как я уже сказал, я был только рад получить возможность сосредоточиться на музыке и не отвлекаться на другие дела. В разгар коронакризиса я выпускаю уже третий альбом с тремя разными проектами – Redemption, Silent Skies и теперь ещё Evergrey. Лично для меня последний год был самым насыщенным в жизни в плане творческой активности.
- Якоб Хансен, который сводил ваш альбом, как и несколько предыдущих, живёт в Дании. В этот раз пришлось работать с ним удалённо?
- Да, это единственное, что отличало работу над новым альбомом – нам не удалось лично поехать в Данию на сведение. Мы выслали ему все файлы по интернету, и он выполнил свою работу на высшем уровне. В остальном же всё было как прежде. Главное, что у нас всё было распланировано и не пришлось отменять туры или иные поездки. Нам повезло, что в этот сложный период мы работали над новым материалом без нервотрёпки.
- Не было идеи перенести дату релиза альбома из-за невозможности сразу поехать в тур в его поддержку?
- Нет, я уверен, в этот сложный период людям нужна новая музыка как никогда! Они сидят дома, им нечего делать, им скучно… Когда мы сможем снова выступать живьём – они обязательно придут посмотреть на нас. Кстати, мы уже запланировали турне на октябрь. Посмотрим, воплотятся ли эти планы в жизнь… В любом случае, у нас самые лучшие фанаты в мире, и они будут ждать нас столько, сколько потребуется.
- Мы недавно брали интервью у Якоба, и он высоко оценил ваш новый альбом. Каков его вклад в плане аранжировок?
- Нулевой. Мы с барабанщиком Йонасом занимаемся продюсированием, а Якоб лишь сводит все треки. Он наш звукорежиссёр, причём один из лучших в мире. «Escape Of The Phoenix» - уже четвёртый альбом, который мы делаем вместе, и мы не планируем заканчивать сотрудничество! Нам очень нравится работать с ним. Он прекрасно понимает, что нам нужно. Все дорожки мы прописываем в своём родном Гётеборге, но мы уверены в том, что в Дании Якоб выполнит свою задачу просто безупречно. В своё время он помог нам найти новый саунд, это его заслуга.
- Вы снова работали с художником по имени Giannis Nakos, который нарисовал обложки для первого сингла «Forever Outsider» и для полноформатника. Эти образы – воплощение его идей?
- Я сообщил ему название альбома и мысль о том, что есть некий Феникс, который обязан воскресать каждый день. И всё, что вы видите на этих обложках, – его интерпретация этой идеи.
- Как известно, Джеймс Ля Бри был приглашён по электронной почте спеть дуэтом на композиции «The Beholder». Как было принято это решение и давно вы с ним знакомы?
- Мы сидели в студии и вместе слушали песни, которые записали в тот день. В песне «The Beholder» напрашивался гостевой вокал, и практически всех одновременно осенило: нам нужен Джеймс Ля Бри! Мы выступали вместе и с Dream Theater, и с Джеймсом сольно, поэтому нам не составило труда написать ему как старому коллеге. Он послушал песню, она ему очень понравилась, и он принял наше приглашение. В результате получился отличный тандем.
- Сколько студий использовалось для записи нового альбома?
- У меня есть своя студия, у Йонаса тоже. По сути, они есть у всех, кроме нашего басиста. Все были задействованы, также мы использовали Top Floor Studios, как и на трёх предыдущих альбомах. А потом уже послали всё Якобу на сведение в Данию.
- Все музыканты живут неподалёку? Встречаетесь ли вы всей группой, когда работаете над новым материалом?
- Да, мы репетируем всей группой, мы все живём рядом. Единственный, кто находится относительно далеко, это басист Johan Niemann – он приезжает к нам из Стокгольма.
- Первая и последняя песня, написанные для нового альбома?
- Дело в том, что мы не сочиняем песни одну за другой, мы работаем над несколькими композициями сразу, поэтому сказать трудно. Но первый рифф, который я сочинил, потом лёг в основу открывающего трека «Forever Outsider». Примерно в то же время родились идеи для «In The Absence Of Sun». По крайней мере, это была первая клавишная партия, которую я написал для нового альбома. А последней стала «Run», которая закрывает альбом.
- Какие песни потребовали максимум усилий?
- На самом деле, все песни требуют практически одинакового количества работы. Ни одна из них не рождалась легко. Может, лишь отдельные партии сочинялись быстро. Например, песня «Eternal Nocturnal», на которую мы сняли клип, поначалу получила хороший старт, но её всё равно пришлось долго доводить до ума. А вокальные партии всегда отнимают много времени.
- Кстати, расскажите о съёмках этого клипа.
- Мы снимали его в декабре в Гётеборге с нашим бессменным режиссёром Патриком Уллеусом. Вы будете довольны, когда увидите в нём российский самолёт! Помимо этого, в нём много красивых кадров, а также лошадей. Вы должны оценить!
- А почему выбор пал именно на самолёт?
- Просто это прикольный символ. Не всё должно значить что-то определённое. Иногда красивый фон – это просто красивый фон.
- По какому принципу вы выбирали название для альбома?
- Когда все песни были написаны, «Escape Of The Phoenix» показалась всем музыкантам самым эпичным названием. И хотя заглавный трек не стал сингловым, мы не снимали на него клип, но всё равно он очень сильный и тяжёлый!
- И также это название позволило художнику нарисовать такую классную обложку!
- Конечно! И это очень важный аспект. Майки с этим рисунком будут просто убойные!
- Какой вклад внёс клавишник Рикард Зандер?
- Большой. И хотя все песни написаны мной и Йонасом, все остальные музыканты тоже вносят свой важный вклад. И мы отобрали именно эти песни для альбома только потому, что они понравились всем. Если кому-то не нравится тот или иной трек, то мы просто выкидываем его. Так что у нас в группе демократия! Рикард записал все пианинные партии в своей студии, особенно мне понравилось, как он украсил композицию «Stories».
- Какой альбом Evergrey – самый коммерчески успешный?
- Самый продаваемый альбом на данный момент – это предыдущий релиз «Atlantic». Так что, мы на подъёме! Надеюсь, новый альбом превзойдёт его успех.
- А какой альбом лично вам нравится больше всего?
- Мне нравятся все. Ведь разве можно выбрать любимого ребёнка? Все они – мои детища. Но признаюсь честно, я редко их слушаю. Если мне хочется музыки, я предпочту альбом любой другой группы. Конечно, бывают моменты, когда мы собираемся вместе и включаем какой-нибудь старый релиз Evergrey, но это случается крайне редко. Наверное, раз в пять лет. Нам больше нравится смотреть в будущее, сочиняя новые песни. К счастью, пока творческий голод нас не покидает.
- Расскажите о гостевом участии в композиции Chaos Magic «Furyborn».
- Это проект музыкантов из Чили. В прошлом году я принял участие в записи пятнадцати альбомов. Не целиком, конечно, чаще всего по одному треку в каждом. Поэтому не все из них я помню отчётливо. Но именно эти ребята написали мне по электронной почте. Точнее, моему менеджеру, и мы договорились.
- Есть ли у вас самый любимый гостевой трек?
- Если честно, я об этом не задумывался. Мне все они нравятся по-своему. Каждый из них чему-то учит, ты становишься всё более опытным музыкантом. Ты фокусируешься на чужой музыке, откладывая свои личные амбиции в сторону. Подобная работа всегда держит меня в форме как вокалиста и помогает развиваться. Но каких-то фаворитов у меня нет. Так или иначе, я буду заниматься гостевым вокалом и дальше, даже когда пандемия закончится. Насколько это будет позволять время, конечно.
- Как часто вам приходится отклонять подобные приглашения?
- Я не участвую в проектах, где мой вокал будет звучать не самым лучшим образом. Поэтому отказываться приходится очень часто. Но я всё равно прослушиваю все присланные треки, а если мне что-то не нравится, то мой менеджер отказывается от моего имени.
- Но всё-таки один из ваших самых знаковых гостевых проектов – это Ayreon?
- Однозначно! Я даже выступал с ними живьём, поэтому за долгие годы моей карьеры это один из самых успешных моих сайд-проектов. Когда ты выступаешь вместе с такими потрясающими музыкантами, включая самого Арьена Лукассена, ты чувствуешь себя счастливчиком.
Продолжение читаем в Rockcor N2 (2021). Заказать журнал