Rockcor N2 (2021) - Интервью Lake Of Tears (короткая версия)
Легендарные шведы из LAKE OF TEARS выпускают новый альбом - эта радостная новость как гром среди ясного неба свалилась на поклонников. Радостная потому, что новую музыку пришлось ждать аж десять лет, когда вышел весьма противоречивый, но оттого не менее любимый поклонниками альбом “Illwill”. К тому же состав с тех пор сократился лишь до лидера и фронтмена Даниеля Бреннаре, у которого и без того было немало проблем, в т.ч. и со здоровьем. Но они (или он, как вам угодно) сделали это, и февраль огласился мрачными звуками нового альбома “Ominous”, ставшего результатом многолетней работы Бреннаре. В эксклюзивном интервью нашему журналу “лунный грибник” Даниель рассказал о том, что творилось все эти годы в жизни столь любимой слушателями группы и каким получился новый альбом “Ominous”.
- Приветствую, господин Бреннаре. Как Ваши дела?
- Привет, отлично. А у Вас?
- Тоже неплохо. Каникулы кончились, и мы все потихоньку возвращаемся в привычный рабочий режим. Что иногда непросто, потому что мы любим отдыхать.
- Понятно. У вас там холодно?
- Немного. Сегодня вообще буран на улице, предпочитаю сидеть дома. Зато по-настоящему зимняя погода. Давайте начнем интервью.
- Да, легко!
- Итак, первый вопрос будет предсказуемым - чем вы занимались во время этого коронавирусного локдауна и что делала группа Lake Of Tears?
- Могу говорить исключительно за себя. Для меня это не стало большой проблемой. Чем я старше, тем меньше у меня причин выходить на улицу, разве что в ближайший магазин. Так что никакой катастрофы лично я не ощутил.
- И вы благополучно его пережили?
- Да, думаю да.
- Прошло уже 6 лет с тех пор, как Lake Of Tears выпускали что-то масштабное - это был концертный альбом “By The Black Sea”. После чего наступило длительное затишье, и я знаю, что все прочие участники состава ушли. Что же происходило в жизни группы все эти годы?
- Да что тут сказать... Я все это время писал песни. Что касается нового альбома, эти песни я сочиняю уже 7-8 лет, и думаю, что мне нужна была определенная конечная точка. Не в смысле, что вся история на этом бы обрывалась, но чтобы было какое-то завершение, остановка, чтобы можно было прерваться и понять - да, теперь все это можно записывать. В этом и главная причина, что альбома так долго не было, нужно было какое-то логическое завершение истории.
- Получается, что все это время группа не проявляла никакой активности.
- Да, почти никакой. Мы какое-то время репетировали, это было 5-6 лет назад, но потом все встало. Так что да, с тех пор ничего не происходило.
- Давайте поговорим о новом альбоме “Ominous”, который вышел в феврале. Расскажите, о чем он? Судя по обложке и названию, нас ждет нечто довольно мрачное?
- Да, это мой самый темный альбом, даже самый “угрюмый”, это слово сюда очень подходит. И обложка тоже на своем месте, как мне кажется. Альбом посвящен болезни и депрессии, это моя личная история, поскольку у меня была лейкемия, и мои мысли, связанные со всем этим. Предыстория у альбома довольно безрадостная.
- Вы говорили, что Вам нужно было логическое завершение. Получается, Вы изначально знали или предполагали, как все будет? У Вас был какой-то план?
- Не все было придумано с самого начала, но какие-то идеи были уже тогда. Мне было очень важно написать обо всем. Я бы даже сказал, что этот материал я сочинял в терапевтических целях, воплощал в музыку. Да, у меня были с самого начала некоторые идеи, ну, не совсем с самого, потому что в начале лист бумаги обычно пуст, и нужно понять, чем его заполнить. И спустя годы картина становилась яснее. Думаю, большая часть песен как раз написана 3-5 лет назад, какие-то были доделаны в последние пару лет как раз как логическое завершение и то, что связывало бы весь альбом воедино. Но основную концепцию я отчетливо видел в своей голове много лет.
- Можете сравнить “Ominous” с любым другим альбомом, который когда-либо выпускали Lake Of Tears? Может, есть такие, с которыми он перекликается полностью или частично, а, может, наоборот, является полной противоположностью?
- Сложно сказать. Думаю, конечно, поскольку я в группе основной композитор, можно во многом найти сходство нового альбома с любым предыдущим. И обычно я не пытаюсь соответствовать каким-то жанрам, каким-то стилям, я использую все, что мне может пригодиться в данный момент. Возможно, если говорить о концепции, на “Illwill” мы немного затрагивали такие же темы, темы болезни, но тот альбом был более агрессивным, более отчаянным. Этот же более продуманный, более сосредоточенный, лучше проникает в сознание. Ну и в целом более медленный, спокойный, тихий.
- Можно ли теперь считать Lake Of Tears Вашим сольным проектом, проектом Даниеля Бреннаре? Или же это по-прежнему группа?
- Все зависит от того, как на это смотреть. Сегодня группы могут состоять из любого количества участников: от одного до, скажем, пятнадцати. Не знаю, группа или бренд, как это можно назвать... Только я в данный момент занимаюсь группой, можно считать ее моим сольным проектом, но это все равно Lake Of Tears. Посмотрим, как дальше сложатся обстоятельства.
- Я имею в виду, что, когда Вы сочиняли песни для “Ominous”, были ли у Вас какие-то ограничения? Например, проверка на соответствие определенной планке музыки Lake Of Tears?
- Думаю, всегда есть какие-то ограничения, но я предпочитаю думать, что их никогда нет, потому что я их не люблю. Такое вот бунтарское отношение. Когда я начал слушать тяжелую музыку, для меня это было каким-то протестом, бунтом. И мне нравится продолжать в том же духе. Конечно, были песни, которые я убрал из альбома, были те, которые я переделывал, переписывал мелодии тут и там. Потому что когда ты пишешь песни по какой-то одной истории, как у меня в этот раз, эта история всегда понятна, она уже есть. И я могу менять музыку, чтобы она лучше этой истории подходила. Так что да, ограничения были, хотя и немного. Как я уже сказал, я не люблю ничем себя ограничивать, но иногда приходится.
- Я читал в Интернете, что лично Вы не хотели выпускать синглы с “Ominous”, потому что ни одна песня не является его достаточным олицетворением.
- Да, это так.
- Но потом все-таки вышел сингл “At The Destination”. Понимаю, что это было решение лейбла AFM, но, тем не менее, как Вы считаете, насколько эта песня подходит для того, чтобы понять, что нас ждет на “Ominous”? Много ли карт оказалось раскрыто, осталась ли какая-то интрига?
- Могу сказать, что этот сингл дает очень слабое представление о том, каким получился альбом. Сам я не смогу назвать ни одной песни, которая бы лучше всего олицетворяла его, потому что он очень разнообразный. Это целая история, ее нужно слушать целиком, и все песни связаны друг с другом, с визуальным оформлением - да, в буклете есть отдельное изображение для каждой песни! Так что нужно поглотить весь объем информации, чтобы ее понять. Если вспомнить про ограничения или, скажем, правила, то в поп- и рок-музыке есть определенные правила для написания песен: куплеты, припевы, проигрыши и т.д. Я старался нарушать эти правила, сочиняя “Ominous”. Например, там есть песни без припевов, без повторяющегося текста, это было сделано, чтобы они сочетались с соседними песнями, создавали определенное настроение. “At The Destination” скорее играет роль вступления, готовит слушателя к тому, что будет потом, к тому, как будет развиваться история. Я хотел, чтобы в этой песне были резкие моменты, чтобы слушатель обрел правильное настроение, приготовился пропустить эту историю через себя.
- В записи альбома Вам помогал Кристиан Сильвер, барабанщик и продюсер. Он уже работал с Lake Of Tears ранее над альбомами “Black Brick Road” и “Moons And Mushrooms”. Почему Вы решили снова привлечь его?
- Это был логичный выбор, поскольку я собирался записываться в его студии. Изначально я хотел записывать альбом в Москве, чтобы была подходящая атмосфера, но много чего случилось, в т.ч. и этот коронавирус, и планы поменялись. А студия Кристиана располагается недалеко от г. Борос, где я живу, это очень удобно. Я спросил его, могу ли я воспользоваться студией, а поскольку он еще и хороший барабанщик, то заодно спросил, не хотел бы он записать барабаны. Он сказал; “Нет проблем”. И мы все сделали. Так что это был просто логичный выбор.
- Привнес ли он что-то в ту музыку Lake Of Tears, которую Вы сочинили?
- К сожалению, ни Кристиану, ни Весе [Кенттякумпу, бывший участник Evocation - прим. ред.], который записывал бас-гитару, не удалось толком раскрыть себя в этом материале, потому что не было достаточно пространства. Конечно, если послушать барабаны, то можно услышать, что они несколько отличаются от того, что было раньше. Просто у меня все было максимально готово, продумана вся история, и я не хотел никаких масштабных изменений. Может быть, чуть-чуть там и сям. Сбивку другую, например, и все в таком духе.
- Я также читал, что в записи “Ominous” Вы даже использовали контрабас. Чем еще удивит слушателей новый альбом Lake Of Tears? Все-таки контрабас довольно нетипичный инструмент для такой музыки.
- Ну, контрабас мы использовали ровно в одной песне, на бонус-треке. У нас было готово 8 песен, и у меня была еще одна, она называется “In Gloom”. Хорошая песня, не хотел ее выбрасывать, так что мы добавили ее в качестве бонуса. У нее немного другой звук, более естественный, чем у других. А так это просто мрачный альбом, разнообразный и честный. Думаю, поклонникам Lake Of Tears он очень понравится, потому что те люди, кто его уже слышал, были в восторге.
- Что же, никаких экспериментов или сюрпризов?
- Да там сплошные эксперименты и сюрпризы так-то. Поскольку я работал над “Ominous” столько лет, то очень много внимания уделил различным деталям, очень много. Можно сказать, что на альбоме воплощено много математики, которую будет сложно понять рядовому слушателю. Иногда, чтобы в чем-то разобраться, нужно самому быть музыкантом, тогда все будет гораздо легче. Кому-то что-то послышится во второй песне, а ответ прозвучит только в седьмой и т.д. Это слишком сложное полотно, чтобы все было на поверхности. Не буду раскрывать все секреты, возможно, через год-другой. Мне интересно, что обычные люди смогут понять и услышать.
Продолжение читаем в Rockcor N2 (2021). Заказать журнал
- Приветствую, господин Бреннаре. Как Ваши дела?
- Привет, отлично. А у Вас?
- Тоже неплохо. Каникулы кончились, и мы все потихоньку возвращаемся в привычный рабочий режим. Что иногда непросто, потому что мы любим отдыхать.
- Понятно. У вас там холодно?
- Немного. Сегодня вообще буран на улице, предпочитаю сидеть дома. Зато по-настоящему зимняя погода. Давайте начнем интервью.
- Да, легко!
- Итак, первый вопрос будет предсказуемым - чем вы занимались во время этого коронавирусного локдауна и что делала группа Lake Of Tears?
- Могу говорить исключительно за себя. Для меня это не стало большой проблемой. Чем я старше, тем меньше у меня причин выходить на улицу, разве что в ближайший магазин. Так что никакой катастрофы лично я не ощутил.
- И вы благополучно его пережили?
- Да, думаю да.
- Прошло уже 6 лет с тех пор, как Lake Of Tears выпускали что-то масштабное - это был концертный альбом “By The Black Sea”. После чего наступило длительное затишье, и я знаю, что все прочие участники состава ушли. Что же происходило в жизни группы все эти годы?
- Да что тут сказать... Я все это время писал песни. Что касается нового альбома, эти песни я сочиняю уже 7-8 лет, и думаю, что мне нужна была определенная конечная точка. Не в смысле, что вся история на этом бы обрывалась, но чтобы было какое-то завершение, остановка, чтобы можно было прерваться и понять - да, теперь все это можно записывать. В этом и главная причина, что альбома так долго не было, нужно было какое-то логическое завершение истории.
- Получается, что все это время группа не проявляла никакой активности.
- Да, почти никакой. Мы какое-то время репетировали, это было 5-6 лет назад, но потом все встало. Так что да, с тех пор ничего не происходило.
- Давайте поговорим о новом альбоме “Ominous”, который вышел в феврале. Расскажите, о чем он? Судя по обложке и названию, нас ждет нечто довольно мрачное?
- Да, это мой самый темный альбом, даже самый “угрюмый”, это слово сюда очень подходит. И обложка тоже на своем месте, как мне кажется. Альбом посвящен болезни и депрессии, это моя личная история, поскольку у меня была лейкемия, и мои мысли, связанные со всем этим. Предыстория у альбома довольно безрадостная.
- Вы говорили, что Вам нужно было логическое завершение. Получается, Вы изначально знали или предполагали, как все будет? У Вас был какой-то план?
- Не все было придумано с самого начала, но какие-то идеи были уже тогда. Мне было очень важно написать обо всем. Я бы даже сказал, что этот материал я сочинял в терапевтических целях, воплощал в музыку. Да, у меня были с самого начала некоторые идеи, ну, не совсем с самого, потому что в начале лист бумаги обычно пуст, и нужно понять, чем его заполнить. И спустя годы картина становилась яснее. Думаю, большая часть песен как раз написана 3-5 лет назад, какие-то были доделаны в последние пару лет как раз как логическое завершение и то, что связывало бы весь альбом воедино. Но основную концепцию я отчетливо видел в своей голове много лет.
- Можете сравнить “Ominous” с любым другим альбомом, который когда-либо выпускали Lake Of Tears? Может, есть такие, с которыми он перекликается полностью или частично, а, может, наоборот, является полной противоположностью?
- Сложно сказать. Думаю, конечно, поскольку я в группе основной композитор, можно во многом найти сходство нового альбома с любым предыдущим. И обычно я не пытаюсь соответствовать каким-то жанрам, каким-то стилям, я использую все, что мне может пригодиться в данный момент. Возможно, если говорить о концепции, на “Illwill” мы немного затрагивали такие же темы, темы болезни, но тот альбом был более агрессивным, более отчаянным. Этот же более продуманный, более сосредоточенный, лучше проникает в сознание. Ну и в целом более медленный, спокойный, тихий.
- Можно ли теперь считать Lake Of Tears Вашим сольным проектом, проектом Даниеля Бреннаре? Или же это по-прежнему группа?
- Все зависит от того, как на это смотреть. Сегодня группы могут состоять из любого количества участников: от одного до, скажем, пятнадцати. Не знаю, группа или бренд, как это можно назвать... Только я в данный момент занимаюсь группой, можно считать ее моим сольным проектом, но это все равно Lake Of Tears. Посмотрим, как дальше сложатся обстоятельства.
- Я имею в виду, что, когда Вы сочиняли песни для “Ominous”, были ли у Вас какие-то ограничения? Например, проверка на соответствие определенной планке музыки Lake Of Tears?
- Думаю, всегда есть какие-то ограничения, но я предпочитаю думать, что их никогда нет, потому что я их не люблю. Такое вот бунтарское отношение. Когда я начал слушать тяжелую музыку, для меня это было каким-то протестом, бунтом. И мне нравится продолжать в том же духе. Конечно, были песни, которые я убрал из альбома, были те, которые я переделывал, переписывал мелодии тут и там. Потому что когда ты пишешь песни по какой-то одной истории, как у меня в этот раз, эта история всегда понятна, она уже есть. И я могу менять музыку, чтобы она лучше этой истории подходила. Так что да, ограничения были, хотя и немного. Как я уже сказал, я не люблю ничем себя ограничивать, но иногда приходится.
- Я читал в Интернете, что лично Вы не хотели выпускать синглы с “Ominous”, потому что ни одна песня не является его достаточным олицетворением.
- Да, это так.
- Но потом все-таки вышел сингл “At The Destination”. Понимаю, что это было решение лейбла AFM, но, тем не менее, как Вы считаете, насколько эта песня подходит для того, чтобы понять, что нас ждет на “Ominous”? Много ли карт оказалось раскрыто, осталась ли какая-то интрига?
- Могу сказать, что этот сингл дает очень слабое представление о том, каким получился альбом. Сам я не смогу назвать ни одной песни, которая бы лучше всего олицетворяла его, потому что он очень разнообразный. Это целая история, ее нужно слушать целиком, и все песни связаны друг с другом, с визуальным оформлением - да, в буклете есть отдельное изображение для каждой песни! Так что нужно поглотить весь объем информации, чтобы ее понять. Если вспомнить про ограничения или, скажем, правила, то в поп- и рок-музыке есть определенные правила для написания песен: куплеты, припевы, проигрыши и т.д. Я старался нарушать эти правила, сочиняя “Ominous”. Например, там есть песни без припевов, без повторяющегося текста, это было сделано, чтобы они сочетались с соседними песнями, создавали определенное настроение. “At The Destination” скорее играет роль вступления, готовит слушателя к тому, что будет потом, к тому, как будет развиваться история. Я хотел, чтобы в этой песне были резкие моменты, чтобы слушатель обрел правильное настроение, приготовился пропустить эту историю через себя.
- В записи альбома Вам помогал Кристиан Сильвер, барабанщик и продюсер. Он уже работал с Lake Of Tears ранее над альбомами “Black Brick Road” и “Moons And Mushrooms”. Почему Вы решили снова привлечь его?
- Это был логичный выбор, поскольку я собирался записываться в его студии. Изначально я хотел записывать альбом в Москве, чтобы была подходящая атмосфера, но много чего случилось, в т.ч. и этот коронавирус, и планы поменялись. А студия Кристиана располагается недалеко от г. Борос, где я живу, это очень удобно. Я спросил его, могу ли я воспользоваться студией, а поскольку он еще и хороший барабанщик, то заодно спросил, не хотел бы он записать барабаны. Он сказал; “Нет проблем”. И мы все сделали. Так что это был просто логичный выбор.
- Привнес ли он что-то в ту музыку Lake Of Tears, которую Вы сочинили?
- К сожалению, ни Кристиану, ни Весе [Кенттякумпу, бывший участник Evocation - прим. ред.], который записывал бас-гитару, не удалось толком раскрыть себя в этом материале, потому что не было достаточно пространства. Конечно, если послушать барабаны, то можно услышать, что они несколько отличаются от того, что было раньше. Просто у меня все было максимально готово, продумана вся история, и я не хотел никаких масштабных изменений. Может быть, чуть-чуть там и сям. Сбивку другую, например, и все в таком духе.
- Я также читал, что в записи “Ominous” Вы даже использовали контрабас. Чем еще удивит слушателей новый альбом Lake Of Tears? Все-таки контрабас довольно нетипичный инструмент для такой музыки.
- Ну, контрабас мы использовали ровно в одной песне, на бонус-треке. У нас было готово 8 песен, и у меня была еще одна, она называется “In Gloom”. Хорошая песня, не хотел ее выбрасывать, так что мы добавили ее в качестве бонуса. У нее немного другой звук, более естественный, чем у других. А так это просто мрачный альбом, разнообразный и честный. Думаю, поклонникам Lake Of Tears он очень понравится, потому что те люди, кто его уже слышал, были в восторге.
- Что же, никаких экспериментов или сюрпризов?
- Да там сплошные эксперименты и сюрпризы так-то. Поскольку я работал над “Ominous” столько лет, то очень много внимания уделил различным деталям, очень много. Можно сказать, что на альбоме воплощено много математики, которую будет сложно понять рядовому слушателю. Иногда, чтобы в чем-то разобраться, нужно самому быть музыкантом, тогда все будет гораздо легче. Кому-то что-то послышится во второй песне, а ответ прозвучит только в седьмой и т.д. Это слишком сложное полотно, чтобы все было на поверхности. Не буду раскрывать все секреты, возможно, через год-другой. Мне интересно, что обычные люди смогут понять и услышать.
Продолжение читаем в Rockcor N2 (2021). Заказать журнал