Rockcor N7 (2020) - Kataklysm: Мы можем свернуть горы (короткая версия)
Впервые я услышал канадцев KATAKLYSM где-то в 2005 г., это был альбом “Epic (The Poetry Of War)”, и первое впечатление было как будто буря рядом пронеслась. Ух, какие лютые мужики, подумал я, и стал потихоньку за группой следить, альбомы коллекционировать и т.д. Но никак не мог предположить, что через 15 лет мне предстояло брать интервью у основателя и бессменного гитариста группы Жана-Франсуа Даженэ. За последние годы вопросов к группе поднакопилось, в т.ч. и на злободневные темы. Что делает данное интервью особенным - вскоре после того, как мы Жаном-Франсуа пообщались, он слег с самой известной болезнью этого года - COVID 19 - и выздоровел. Так что пристегните ремни, сегодня в гостях у Rockcor, пожалуй, самая неудержимая металл-группа Канады, “северный хайпербласт” и обладатели национальной награды “Джуно” - ужасные (на самом деле, нет) KATAKLYSM!
- Здравствуйте, господин Даженэ, я ведь правильно произношу вашу фамилию?
- Привет! Да, правильно!
- Ура. Я ведь тренировался, вспоминал университетские курсы французского.
- Ничего, я живу в Техасе, тут вообще никто его правильно не выговаривает.
- Кстати, каково вам, канадцу, вообще живется в Техасе?
- Да неплохо. Я же теперь еще и гражданин США, переехал сюда около 10 лет назад. Моя жена местная, и наша дочь родилась здесь, так что... Мне в Техасе нравится, потому я сюда и переехал. Погода всегда суперская почти все время солнечно и тепло, никакой зимы и снега. Люди очень дружелюбные, и вообще тут очень приятно находиться. Место для жизни прекрасное, я даже не очень хочу воз вращаться обратно в Канаду, если честно.
- Я спросил, потому что американцы относятся к канадцам несколько предвзято и с юмором, особенно если вспомнить мультсериал South Park. Вас ваши соседи наверняка подкалывают?
- Есть немного, но это все результат взаимодействия множества культур. Я вот живу в Далласе, но в пригороде, и здесь полно мексиканцев. Естественно, приходится врубаться в мексиканскую культуру, я уже понимаю все их шутки. Американские тоже. Так что меня приняли в это общество, да и мой английский на должном уровне. Я даже кое-как по-испански могу объясняться, поскольку знаю французский язык. Так что все отлично.
- Это очень хорошо. Итак, как у вас идут дела сейчас, в разгар коронавирусной эпидемии? Как она отразилась на вашей музыкальной деятельности и вдохновении?
- Ну, произошло две вещи. Первая, плохая, это то, что наши концерты, как у всех, в этом году отменились. Все фестивали, туры в поддержку нового альбома по всему миру, в т.ч. и в России, все это накрылось медным тазом и перенеслось на следующий год, так что все будет, просто позже. Мне от этого грустно, потому что я люблю гастроли, все эти поездки, я очень по этому скучаю. Как и по моим парням из группы, потому что мы все живем в разных городах и съезжаемся только перед началом всей движухи, проводим вместе время, и все такое. Но есть и хорошая сторона. Я работаю на своей собственной студии тут, в Далласе. И все эти музыканты, которые не могут поехать сейчас в туры, играть концерты, они стали много записываться, и у меня просто невероятно много работы по записи, сведению и мастерингу. Настолько, что мой график расписан аж до следующего года. Я очень занят, но я благодарен судьбе за то, что у меня есть возможность работать в это непростое время. И мне нравится быть занятым. Сидеть дома и бить баклуши это не про меня. К тому же у меня появилась возможность проводить больше времени с семьей, с дочерью ей уже 5 лет, и она скоро пойдет в школу. Жена тоже рада чаще меня видеть. Такие вот положительные моменты. Всем приходится крутиться, выживать, и мы делаем все возможное.
- Мы тоже скучаем по всему этому. Кстати, во время карантина брались ли вы за сочинение нового материала или же занимались только студией?
- Я работаю над кое-каким новым материалом, потому что у нас есть сайд-проект Ex Deo, и сейчас мы дружно доделываем наш четвертый альбом. Работа идет в хорошем темпе, если так будет продолжаться, то мы начнем записываться уже этой осенью. У каждого есть возможность сделать это в ближайшей студии и прислать материал мне, пока ситуация с коронавирусом еще актуальна. Мы делаем все возможное, чтобы альбом вышел уже в начале следующего года. Как раз когда вновь начнутся концерты Kataklysm.
- Раз уж вы упомянули свой сайд-проект, спрошу, не сложно ли писать материал и для Kataklysm, и для Ex Deo? Думаю, в его сочинении участвуют все музыканты, но тем не менее, сразу ли вы понимаете, что пойдет в Kataklysm, а что в Ex Deo, когда придумаете что-то?
- Это две совершенно разные вселенные, Ex Deo более симфонические, в музыке превалирует античное настроение. Kataklysm же более современные и жесткие. Это разные вселенные, но за это я их и люблю. Когда я погружаюсь в мир Kataklysm, у меня весь мозг там задействован, я пишу музыку специально для этой группы. Когда приходится переключаться на Ex Deo, то я быстро адаптируюсь, вникаю в концепцию. С Ex Deo мы стараемся быть точными, в плане истории, фактов и всего такого, что касается Римской Империи. Мы используем музыкальные тенденции и мотивы тех времен и соединяем их с собственной музыкой, и в этом я тоже придерживаюсь точности. Мы делаем ту музыку актуальной и тяжелой, сохраняя черты античности. Так что это две разные вселенные, но я обе их люблю. И это делает меня удовлетворенным как музыканта, как творца, потому что у меня есть возможность работать над очень разными проектами.
- Я читал где-то, что Ex Deo это все-таки больше сольный проект вокалиста Маурицио Йаконо, где он воздает дань уважения своим итальянским корням. Не думали ли вы заняться каким-нибудь сольным, но, например, под своим именем?
- Я думал об этом неоднократно, и это бы сильно отличалось что от Kataklysm, что от Ex Deo, потому что мне нравятся многие музыкальны жанры, нравятся очень разные вещи. Этот проект сильно контрастировал бы с тем, чем я обычно занимаюсь. Я бы, конечно же, сохранил черты своего гитарного стиля, но, думаю, все бы очень удивились, когда услышали сольного Жана-Франсуа. Но я не планирую заниматься ничем подобным в данный момент, потому что мне кажется, что мне достаточно того, что я делаю для музыкального мира сейчас, на сцене и в студии. Это занимает почти все мое свободное время. Возможно, когда мой график будет посвободнее, я займусь каким-нибудь собственным проектом, но это произойдет даже не в ближайшие годы.
- Давайте поговорим о новом альбоме Kataklysm “Uncon quered”. Что вы можете о нем рассказать? В последние годы мы все заметили, что стиль Kataklysm несколько изменился на последних альбомах. Каюсь, я до сих пор не послушал “Meditations”, но на “Of Ghosts And Gods” почти не было вашего фирменного “хайпербласта”. Однако послушав ваш недавний сингл “The Killshot”, я с облегчением вздохнул вся фирменная молотиловка оказалась на месте. Итак, что вашим поклонникам определенно понравится на “Unconquered”?
- На этом альбоме мы ничего такого специально не хотели, он стал абсолютно спонтанным развитием того, что мы сделали на не скольких предыдущих. Основных его особенностей две. Первая над музыкой плотно работали именно мы с Маурицио. Когда-то именно мы с ним и были основными композиторами Kataklysm, и мы решили, что пора вернуться к тому самому методу написания материала. У нас с ним потрясающая творческая связь, мы легко находим общий язык, а поскольку в сочинение погружаемся с головой, то песни рождаются внезапно и довольно быстро. Нам очень понравилось снова вдвоем работать над новым альбомом, и это основное отличие “Unconquered” от “Meditations”, который мы сочинили всей группой, вчетвером. В какой-то степени мы вернулись к корням, но есть и второй ключевой элемент, благодаря которому альбом звучит так тяжело я перешел с 6-струнных гитар на 7-струнные. Это обогатило доступный ассортимент музыкальных средств и звуковой диапазон, который был прежде недоступен ввиду банальных ограничений, связанных с 6-струнной гитарой. В звуке появилось много новых элементов, новых фишек, звуковых решений. Думаю, именно гармоничное объединение новых гитарных возможностей с возвращением “к корням” и сделало новый альбом таким тяжелым, это идеальное сочетание. Что еще сильно повлияло на звучание, так то, что при сведении альбома мы работали с легендарным продюсером, Колином Ричардсоном [сотрудничал с Cannibal Corpse, Carcass, Fear Factory, Trivium, Napalm Death и многими другими прим. ред.]. Он работал над многими моими любимыми альбомами, и когда я на чал познавать азы звукорежиссуры, я много сравнивал то, что получалось у меня, с работами Колина, потому что он один из лучших в этом деле. Ему уже за 60, он давно вышел на пенсию, но мы связались с ним и спросили, не мог бы он помочь нам свести наш аль бом, и он с радостью согласился. И мы все сделали. Нам пришлось забронировать специальную студию, потому что у него нет своей, в Великобритании ту же самую, где мы сводили альбом “Of Ghosts And Gods”. Итак, мы забронировали студию, посадили туда Колина Ричардсона и парня по имени Крис Клэнси, который помогал ему вникать в современные технологии, потому что Колин больше по олдскулу, как ты понимаешь. Клэнси обладает знаниями современного саунда, современного сведения, а Колин знает, как сделать так, чтобы все звучало круто, и комбинация талантов этих двух парней сделала свое дело. Результат просто невероятный, мы очень довольны тем, что у нас получилось.
- Вы сделали очень зрелищное видео на трек “The Killshot”, которое может заставить о многом задуматься. Что вы хотели сказать этим клипом и этой песней в целом? Понятно, что тема насилия не нова для мира тяжелой музыки, у вас же крен в сторону кровавой мести.
- Ну, мы с Kataklysm стараемся не знать полумер, наши тексты всегда были ободряющими, позитивными, несмотря ни на что. Эта песня, как ты догадался, посвящена мести. Иногда в жизни случаются очень разные вещи, и приходится вершить правосудие свои ми собственными руками. И основная мысль “The Killshot” как раз об этом. В клипе она запечатлена в очень экстремальном виде, и это видение режиссера, когда мы объяснили ему, чего хотели.
- А как вы умудрились успели снять его, когда вокруг карантин и все такое?
- Вообще альбом и эта конкретная песня были готовы задолго до разразившейся пандемии, все было записано еще в прошлом декабре. Съемки были запланированы как раз тогда, когда все и начиналось. Мы прилетели из Техаса в Атланту, а остальные ребята застряли в Канаде из-за снежной бури, так что в итоге пришлось все делать одним днем, поскольку мы все сильно опоздали. Съемки начались уже ближе к ночи. Продюсер просто сказал: “Давайте сделаем это!” Свет, камера, погнали! Мы снимали всю ночь, и невероятно, но нам удалось все провернуть. Как раз тогда я впервые и услышал в новостях про коронавирус и подумал, что, наверное, это не очень хорошо. Так и вышло (смеется). Мы как раз успели добраться домой, как все стали закрывать. Нам повезло, потому что другой возможности провести съемки не было бы вообще. Мы живем в разных городах и странах, и собраться всем вместе сейчас просто невозможно. Но теперь у нас есть крутой видеоклип.
- Главный антигерой клипа священник. Не превратились ли вы в очередных богохульников, как Behemoth? За вами такого вроде бы не наблюдалось. Или же это просто персонаж?
- Мы таким образом пытались объяснить основную тему песни. Мы, Kataklysm, не религиозные люди от слова совсем, мы ни во что такое не верим. Я бы сказал, что мы все скорее агностики или атеисты. Так что никто не собирался в очередной раз поднимать религиозные споры, это просто персонаж, который накосячил. И такое случается с приближенными к церкви людьми, будем честными, мы все смотрим новости и нередко слышим подобные истории. Мы хотели изобразить нечто ужасное, и людей, как тех девчонок, которые взяли дело в свои руки и получили свою месть. Об этом и рассказывает наша песня.
Продолжение читаем в Rockcor N7 (2020). Заказать журнал