Rockcor N1 (2019) - интервью с группой Крематорий (короткая версия)
Бессменный лидер, вокалист и композитор культовой рок группы «КРЕМАТОРИЙ» Армен Григорян уже более трех десятилетий радует нас незабываемыми концертами и замечательными песнями, на которых выросло не одно поколение слушателей. В своих песнях Григоряну удалось безошибочно передать со всей бесшабашностью, бесстрашием и здоровым пофигизмом атмосферу юности, в которую мы все порой так хотим вернуться. В интервью с Арменом Сергеевичем мы поговорили о готовящемся новом альбоме, возможных записях с зарубежными рок-музыкантами, юбилейных релизах и о многом другом...
- Армен Сергеевич, идёт ли работа над новым альбомом? «Люди невидимки» произвели очень приятное впечатление. Хочется ещё раз испытать такие же позитивные эмоции.
– Вы как раз застали меня за работой над новыми песнями. Об альбоме пока речи нет, но синглы уже практически готовы. Сейчас мы экспериментируем с саундпродюсерами. Главная задача - попытаться добиться оригинального звучания, чтобы будущие песни сделали для нас ещё один шаг вперёд!
- Сейчас с открытием границ появилась возможность записываться с зарубежными музыкантами. Не хотели бы вы, подобно БГ, задействовать на новом альбоме иностранных музыкантов?
– Я, честно говоря, не вижу особого смысла это делать. Разве что - ради пиара. Тем более, уровень музыкантов нашей группы, да и обойма сильнейших сессионных музыкантов позволяет реализовывать любые идеи. Профессиональный исполнитель-абориген, которого можно помучить в студии, во много раз результативнее забугорной «звезды», залетевшей между делом на огонёк! Конечно, всё зависит от конкретных целей и задач по каждой песне! К примеру, при использовании этники приглашение иностранцев, носителей конкретной музыкальной культуры, крайне уместно!
- Нет ли у Вас в планах по случаю 35-летия группы выпустить антологию «Крематория», может быть, с редкими вещами, аут-тейками и концертными версиями?
– Скоро ожидаются два релиза. Первый - ремастированный этой осенью сборник наших лучших песен - “HITS HOTEL”. Второй – антология ранних песен под названием «Antiquus». Выход этого антиквариата стал возможным благодаря моему другу Игорю Калибабчуку, который случайно обнаружил на даче бобину «Basf» с записями моего кухонного выступления в первой половине 80-х годов. Там есть некоторое количество песен, которые оказались забыты. Мы заново записали одну из них («Сладкая жизнь»), также сделали винтажные версии трёх песен, которые пребывали до этого в ужасающем качестве, ну и ремастировали мои первые опусы 83-84 годов, разбросанные по разным альбомам! В результате получился достаточно симпатичный сборник юношеского максимализма или, как я его характеризую, «квартирного-акустического панка» из глубокого крематорского подполья! В сборник вошло 17 песен, которые звукорежиссёр Андрей Калинин и его специальные железки из Америки превратили в довольно свежий продукт! Думаю, что этот исторический раритет будет интересен всем поклонникам «Крематория» и коллекционерам, к тому же вполне уместен к публикации в этот юбилейный год!
- Не возникало ли у Вас желание написать книгу мемуаров? Существующие книги о «Крематории» Михаила Марголиса и Виктора Троегубова вряд ли можно назвать эталонными…
— Мне кажется, что музыкант не должен писать мемуары, пока его творческий путь еще не закончен. Миша Марголис, надо сказать, подошел к делу профессионально и ответственно: встретился и пообщался практически со всеми музыкантами, когда-либо участвовавшими в «Крематории». Их ностальгические воспоминания и легли в основу книги. Что касается опуса Троегубова, то прямо скажу: считаю его беспардонным присвоением чужой истории и дешевыми сказками для дураков. По моему мнению, самым дотошным и внимательным историком группы был Василий Гаврилов, наш художник, оформивший почти все альбомы «Крематория». И в книге «Клубника со льдом» есть его вступительное эссе, точное и безукоризненное. Жаль, что с его смертью в 2002 году исчезли и рукописи.
- Интересно узнать Ваше мнение о ситуации, складывающейся с авторским правом в нашей стране, да и в мире, пожалуй. Не секрет, что практически все теперь скачивают музыку в Интернете бесплатно, а лицензионные пластинки и диски стоят так дорого, что по карману только состоятельным людям.
— С авторским правом в России всё по-прежнему — воруют. Это и заставляет музыкантов устраивать краудфандинги («народное финансирование» — ред.) и, минуя выпускающие компании, обращаться напрямую к своим слушателям. Но команды-долгожители, популярные в течение нескольких десятилетий, вполне могут удержаться на плаву и за счет концертов. У «Крематория» никогда не возникало мысли стоять с протянутой рукой для записи нового альбома. С какой радости наши поклонники должны платить за нашу запись, а потом еще покупать диски и билеты на концерт? Может, они еще коммунальные платежи нам оплатят?! Схема очень простая: мы записываем музыку и делимся ею с публикой; она, в свою очередь, покупает пластинки и приходит на наши концерты. Такой способ взаимоотношений в музыкальном мире нам представляется оптимальным. Как правило, два раза в год мы делаем праздничные концерты в честь дня рождения группы и дня рождения фан-клуба. Подавляющее число билетов на эти концерты продаются за символическую сумму — практически по себестоимости изготовления самого билета. И это все — дань уважения нашим поклонникам.
- Знаю, что в последние годы Вы также занимаетесь архитектурой и дизайном. Над чем работаете сейчас?
– Что касается архитектуры, то процесс практически завершён и результатом я доволен! Получился комплекс из одного большого трёхэтажного дома и трёх небольших таунхаусов. Чтобы вы могли оценить, во что воплотились мои любительские наброски, я обязательно пришлю фотографии.
- Продолжаете ли Вы слушать альбомы рок-ветеранов прошлого, того же Пола Маккартни, например, или Вас больше привлекает современная музыка?
– Рок-ветеранов прошлого слушаю и с большим удовольствием, но что касается их новых релизов, то здесь всё не так однозначно! Скажем, последнюю и очень качественную работу сэра Пола второй раз переслушивать не стал! Это субъективная оценка связана исключительно с нынешним периодом моей жизни. Сейчас меня больше интересует то, что несёт, скажем так, в способах выражения звука, нечто действительно новое! Я сожалею, что больше нет «Linkin Park». Вот эти ребята действительно пытались расширить свой же жанровый диапазон и звучание, и это у них хорошо получалось!
Продолжение читаем в Rockcor N1 (2019). Заказать журнал