Rockcor N7 (2018) - Интервью Moonspell (короткая версия)
За этот год легендарные португальские металлисты MOONSPELL неоднократно радовали поклонников своей музыкой. Началось все с выхода в прошлом году нового альбома “1755”, посвященного лиссабонскому землетрясению, и на данный момент продолжилось новым концертным альбомом, первым за 10 лет. Но этим дело не ограничилось, и сюрпризов у группы оказался целый мешок как у Деда Мороза. Не так давно вокалист Фернанду Рибейру основал собственный лейбл Alma Mater, который занялся выпуском эксклюзивных релизов и переизданий наследия MOONSPELL и часть уже оказалась рас проданной. Но в планах, как оказалось, еще немало всего и не только музыка, о чем сам Рибейру о не без удовольствия нам рассказал.
- Итак, из стана Moonspell немало актуальных новостей. Начнем по порядку. Вы недавно начали заниматься собственным лейблом Alma Mater. Расскажите, что с подвигло вас на такой шаг и что это сулит поклонникам?
- Спасибо за вопрос. Это новый проект, который будет тесно связан с Moonspell, но не только. И я буду всем заниматься - подбирать группы, заниматься инвестициями и т.д. Вместе с моим партнером Педро... Это не тот Педро, который играет в Moonspell, но мой португальский коллега. Мы вместе начинали заниматься мерчендайзом пару лет назад, как раз тогда нас начали посещать новые идеи. Думаю, у лейбла Alma Mater две основные цели. Первая - выпускать португальские группы, португальские таланты. У нас тут очень много групп без контрактов, и я бы хотел им помочь, поделиться опытом, контактами, знаниями Moonspell, чтобы на сцене появились новые имена. Даже несмотря на то что в Португалии много групп, сотни групп, люди знают только Moonspell и еще пару названий. И мы хотим это исправить. Вторая цель посвящена репертуару Moonspell, старому наследию, альбомам “Wolfheart”, “Irreligious”, “Sin” и редким записям, вроде “I’ll See You In My Dreams”. У меня было два варианта, доверить все это наследие любому другому лейблу в мире или сделать чтото более качественное, с заботой о поклонниках, с заботой о коллекционерах. На данный момент все, что мы уже выпустили, пользуется спросом - это и виниловое переиздание сингла “Opium”, и эксклюзивное издание альбома “Irreligious”, и эксклюзивное издание “1755”. Мы также работаем над переизданиями записей других групп, вроде “Clouds” Tiamat или ранних демозаписей Paradise Lost, чтобы показать поклонникам истоки Moonspell, работы, повлиявшие на нас в 90-е. Это хорошая идея, и мы надеемся, что сможем что-то изменить хотя бы для португальских групп.
- Значит ли это, что вы будете выпускать новые альбомы Moonspell только на Alma Mater?
- Да, как я уже и говорил. Мы забрали две лицензии у лейбла Century Media, нашего старого лейбла. А так мы недавно впервые выпустили наш старый сингл “Opium” на виниле, до того он был доступен только на CD 1996 г. Также мы сделали делюксовое издание альбома “Irreligious”, отличное от других, у него оранжевая обложка, и такое же расширенное издание альбома “1755”. И далее выйдет ранее не выпускавшийся сингл “I’ll See You In My Dreams”, релиз состоится 31 октября. Это старая кавер-версия одной песни, которая довольно известна у нас в Португалии где-то с 2003 г. И мы готовим специальное издание альбома “Butterfly Effect” на будущий год, в честь его 20-летия, с сюрпризами для наших поклонников. Вообще в период 2019-2020 гг. мы постараемся переиздать все, что когда- то выходило на Century Media вплоть до “The Antidote”. Естественно, в расширенном и эксклюзивном виде. Ну, и еще что-то из каталога Moonspell. Поскольку мы, Moonspell, и рулим новым лэйблом, то все, что мы переиздаем, это наше наследие, наш опыт, мы это записывали. И мы делаем это для поклонников, чтобы они могли снова прикоснуться к этому.
- В середине августа вышел ваш новый концертный релиз “Lisboa Under The Spell”. Почему вы решили записывать такой знаменательный альбом на родине в своем родном городе?
= Прошло уже 10 лет с тех пор, как мы в последний раз выпускали “живой” DVD. Все знают, что у Moonspell получаются очень разные студийные альбомы, и мы также даем очень много концертов, однако концертных записей доступно очень мало. Есть только один DVD “Lusitanian Metal” и концертный альбом с тем же названием. И относительно недавно нам пришла в голову идея записать большой всеобъемлющий живой альбом. Возможность появилась в прошлом году, когда мы отыграли большой концерт в Лиссабоне для 4 тысяч человек на большой арене. Нам удалось записать все у себя, в Португалии, что очень важно для такой группы, как мы. Хотя у нас были записи и из Польши, и мы также могли записать весь DVD в любом другом месте, в т.ч. и в России. Думаю, у нас даже была такая мысль. Но нам также хотелось показать, как обстоят дела с металлом в Португалии, как его любит народ, как у нас ходят на концерты. В этом плане наш выбор в пользу Португалии казался правильным. Ну, и поскольку Moonspell любят выпускать особенные релизы, то и работа над этим альбомом затянулась. Мы могли ограничиться одним концертом и часовым релизом, но хотелось сделать действительно большое издание, очень полное издание. Думаю, это и делает эту запись особенной. Мы сыграли альбомы “Wolfheart”, “Irreligious” целиком, в ознаменование того, что им уже больше 20 лет каждому. И мы также сыграли “Extinct”, который на тот момент был нашим самым новым студийником, тогда “1755” еще не вышел. И потребовалось много труда, чтобы сделать этот альбом, собрать воедино все элементы, подготовить 3-х часовой концерт, документальные записи... Но в итоге, когда я посмотрел на все это... Если у тебя есть время и ты можешь сесть и включить этот DVD и посмотреть его целиком, ты можешь ощутить присутствие Moonspell не только как группы, но и как отдельных музыкантов, потому что мы записали большое документальное видео, где показано, что такое быть в группе, что такое делать всю эту работу.
- Хотел бы также спросить о вашем альбоме “1755”. Насколько я знаю, поклонники по всему миру его очень тепло приняли. Как вы думаете, почему, хотя вы записали его на родном языке?
- Думаю, потому что это достаточно известная история. Все слышали о Великом лиссабонском землетрясении, о той катастрофе. Всем известно то, какой была Португалия в 18 веке, какой была Европа, как люди верили в Бога, в Великое Пророчество. Мы решили записать альбом на португальском языке, что было довольно рискованным шагом, потому что на нем не так много групп поют. Мы просто подумали, что в творческом плане это будет интересно прежде всего для нас самих. И мы были очень удивлены, когда поклонникам из славянских стран, скандинавских стран, также из Бразилии, Португалии, Испании и Мексики это было интересно. Получается, язык ни для кого вообще не проблема. Думаю, это из-за того, что португальский язык стал просто одним из элементов этой рассказанной нами истории о землетрясении. Элементом внезапности, оригинальности. Нам это никак не аукнулось, зато люди были сильно удивлены. Вообще все события, касавшиеся альбома “1755”, были сюрпризом и для нас - мы гастролировали, делали разные вещи, работали над новым DVD. Но нас вдохновила эта история, повлияла на мои тексты, так что... Это была хорошая идея, и поклонники Moonspell ответили взаимностью, за что мы им благодарны.
- Думаете ли вы, что португальский язык сделала лирику альбома более искренней?
- Не знаю. Когда я пишу тексты по-английски, то стараюсь и думать по-английски, что быть искренним и последовательным. Португальский, конечно же, мой родной язык, так что этот выбор был скорее спонтанным. Работа с лирикой шла намного быстрее, не приходилось подолгу думать. Это было естественным, ведь с этим языком я живу каждый день. Не тогда, когда я в туре или даю интервью, но в обычной жизни, в общении. Так что в этом случае, сочиняя все по-португальски, у меня было преимущество как у автора. И когда я повествовал обо всем этом, о Лиссабоне, о землетрясении, о тех португальцах, кто погиб, думаю, язык улучшил исполнение, в т.ч. вокальное. Я не против сочинять лирику на английском языке или на португальском, но следующий альбом определенно будет на английском. Хотя я и не отрекаюсь от того, чтобы записать еще чтото на португальском, потому что “1755”, по-моему, стал не просто альбомом, но целым творческим окном, открывшимся для Moonspell. Брать интересные исторические события в Португалии, записывать альбомы, концептуальные альбомы на португальском языке - это может стать для нас хорошей формой самовыражения в музыке в будущем.
- А кто-нибудь из участников группы был непосредственно связан с этим землетрясением? Может, из поколения в поколение передавались легенды о том, как предки кого-то из музыкантов Moonspell выжили в то злополучное утро? В конце концов, эта трагедия многих затронула.
- О, это было так давно. Думаю, нас всех так или иначе затронула эта трагедия, потому что с тех пор много всего произошло в Португалии. В результате у нас получилась довольно развитая страна, и церковь ее уже не так сильно контролировала, как и королевская семья. Через несколько лет после землетрясения Бразилия стала независимой, и т.н. “Португальская Империя” начала рушиться. Землетрясения - часть нашего португальского имиджа, потому что даже если у нас и существовали какие-то предки, пережившие трагедию 1755 г., были и другие случаи, например, в 1969 г. Всему виной, конечно, географическое положение, мы все равно иногда чувствуем, как земля дрожит под ногами. Не так, как было в 1755 г., конечно, но всегда есть риск, потому что Лиссабон расположен в опасной сейсмологической зоне, земная кора движется. Так что наши отцы и деды нам многое могут рассказать. Не о каком-то определенном землетрясении, но все же. Такое у нас нередко происходит, может, раз в полгода.
Продолжение читаем в Rockcor N7 (2018). Заказать журнал