Rockcor N5 ()2017) - Alice Cooper:начало и новый альбом «Paranormal»
Через год старине КУПЕРУ, пугавшему своими штучками еще наших отцов и, возможно, дедов, исполнится 70 лет. Весьма внушительный возраст для почтенного музыканта, воспитавшего своей музыкой не одно поколение рокеров, в т.ч. и тех, кто потом играл у него же. Причем из этих 70 лет 50 он уделил сцене, с которой у него действительно прочные и стабильные отношения. Именно ей и на ней он с завидным постоянством приносит себя в жертву – то на виселице, то на гильотине, то на электрическом стуле. Но никто как бы и не против – ведь на его концерты ходят не только ради музыки, но и ради зрелищ. Стойкости и стабильности КУПЕРА можно только позавидовать, как и его способности удивлять публику. Не так давно он заявил о готовящемся альбоме, получившем название «Paranormal», как человеку полному творчества, ему достаточно было удивить этим. Но нет, сюрпризы не кончились – в записи альбома приняли участие музыканты первого состава группы, когда она еще не была сольным проектом, скрывавшимся за звучным псевдонимом вокалиста Венсана Фюрнье.
Да, многие уже и не помнят, что когда-то словосочетание Alice Cooper было названием целой группы, начавшей свой творческий путь в середине 60-х, когда ее участники были еще школьниками.
Первые шаги были скромными, и первые релизы «Pretties For You» и «Easy Action» успехом не пользовались, однако надо же с чего-то начинать. К тому же звучание не было привычным, музыканты вдохновлялись Pink Floyd, особенно первым альбомом. И не было еще тех знакомых хитов. Тем не менее, сформировался творческий костяк в лице вокалиста Венсана Фюрнье, гитаристов Майкла Брюса и Глена Бакстона, бас-гитариста Денниса Дэнэуэя и барабанщика Нила Смита. Было выбрано новое название – после Earwigs и Nazz выбор пал на уже известное Alice Cooper, что по мнению самого Купера, было самым важным моментом в истории коллектива – и началась театрализация выступлений, начавшаяся с откушенной головы цыпленка. Есть легенда, что название подсказала спиритическая доска Уиджи, однако на самом деле эти имя и фамилия по просту показались всем участникам звучными. Они же и стали псевдонимом фронтмена Фюрнье, чей шокировавший андрогинный имидж решили эксплуатировать, дабы противопоставить себя всяким бородатым хиппи в джинсах клеш.
Третий альбом «Love It To Death», вышедший осенью 1970 г., внезапно не повторил унылую судьбу двух предшественников, и группа завила о себе. Не в последнюю очередь благодаря новому продюсеру Бобу Эзрину, а также синглу «I’m Eighteen», Alice Cooper стали собирать залы, а также плевки со стороны общественников, чья деятельность носила парадоксальный характер – любые попытки запретить выступления группы обращались ростом ее популярности.
Сам Купер даже послал букетик христианской моралистке из Великобритании Мэри Уайтхаус. В благодарность за труды, так сказать. Запретительная деятельность прочих политиков и активистов обернулась тем, что в 1973 г. Alice Cooper обогнали Rolling Stones по кассовым сборам в США. Но начались настоящие проблемы, уже внутри группы. Чтобы забыться и отдалиться от суетного мира, музыканты пустились во все тяжкие – в ход пошли тяжелые и не очень вещества. Даже сам Купер, готовясь к образу перед каждым выступлением, грел ладошками очередную банку пива.
Из-за всего этого новая пластинка «Muscle Of Love» (1973 г.) не стала такой успешной, как предыдущие «School’s Out» и «Billion Dollar Babies». Собственно, это был последний альбом, записанный классическим составом «Купер-Бакстон-Брюс-Дэнэуэй-Смит». Начались разногласия, и было принято решение взять перерыв, как изначально думали, временный. Тогдашний менеджер группы Шеп Гордон вспоминал: «Каждый решил, что надо отдохнуть друг от друга. На группу было очень много давления, но это не то, с чем нельзя было справиться. Все продолжали общаться». Даже журналист Боб Грин, который ездил с группой в тур в 1973 г., в своей вышедшей через год книге «Billion Dollar Baby» описал не очень радостную картину жизни внутри группы, в которой не было и намека на гармонию. В итоге весной 1974 г. Alice Cooper дали свои последние концерты как группа. Остальные музыканты занялись собственными проектами разной степени успешности, а сам Элис Купер, завязав с вредными привычками, занялся довольно успешной сольной карьерой под собственным псевдонимом, начавшейся с «Welcome To My Nightmare».
Тем не менее, бывшие коллеги не разорвали связи, а даже остались друзьями. Сам Купер вспоминал об этом: «Когда оригинальная группа распалась в 1975 г., не было никаких конфликтов. Не было никаких судов – просто наше совместное творчество сошло на нет. Мы ходили в школу вместе, записали подряд пять платиновых альбомов. Мы никогда не теряли друг друга из виду на 10 лет. Просто каждый пошел своей дорогой. Нил, Деннис и я всегда были на связи. Майк на какое то время пропал, а Глен Бакстон умер в 1997 г., что было для нас ударом».
Но вернемся в наше время. В мае прошлого года стало известно, что Купер снова будет работать с бывшими музыкантами по группе Alice Cooper. Этому предшествовало небольшое выступление того самого состава в октябре 2015 г. в Далласе. Конечно, и это сотрудничество было не первым за последние годы – Брюс, Смит и Дэнэуэй уже принимали участие в работе над «Welcome 2 My Nightmare» в 2011 г. Однако это не был полноценный реюнион, поскольку сам альбом был сиквелом дебютной сольной работы Купера 1975 г. – а тогда группы Alice Cooper уже не существовало.
Теперь все было иначе – Купер с давним продюсером Бобом Эзрином решили не отступать от своей привычки делать что-то неожиданное и зарубили на корню идею очередного концептуального релиза. Остановились на том, чтобы сделать «настоящий рок-н-ролльный гитарный альбом, насколько это возможно», который стал бы взрывной коллекцией незабываемых песен, каждой со своим настроением. Купер говорил, что хотел в очередной раз разорвать и без того порядочно настрадавшийся шаблон. Однако у каждого альбома должно быть свое настроение, и музыкант решил, что неплохо бы в этот раз записать что-то в духе старых работ. Выбор пал на «Killer».
«Мне всегда нравилось то, что Alice Cooper всегда были группой из Детройта. Мы всегда были хард-рок группой, гитарной, и это никогда не изменится. Но время от времени возникает ощущение какого то альбома, и именно это ощущение мы должны получить в новой записи. И, кажется, все шло в сторону альбом «Killer». И я подумал, что нужно следовать этому альбому, нужно воспроизвести тот звук и то наше творческое мышление. Нельзя вернуться назад и полностью передать исходное настроение, но, конечно, можно обратить внимание на какието элементы, которые сделали этот альбом таким, какой он есть».
Поскольку «Killer» был записан классическим составом, то следовало вновь написать несколько песен вместе, чтобы вспомнить старые добрые времена.
«Год назад Нил позвонил мне и сказал, что у него есть несколько песен. Я ответил: “Хорошо, давай их сюда”. Затем он сказал, что Майк остановился неподалеку, так что они оба приехали ко мне, и мы неделю работали над парой вещей. Потом позвонил Деннис и сказал, что у него тоже пара песен. Так что я подумал: “Давайте сделаем это”. Когда слушаешь альбом, понимаешь, что все на своих местах».
Однако работа кипела и за пределами оригинального состава группы. Ведь Купер и продюсер Боб Эзрин хотели набрать идей для альбома отовсюду, откуда можно. Потому параллельно со своими старыми коллегами шок-рокер готовил материал и с другими людьми – ключевыми, как он сам выражался. Это он сам, продюсер Эзрин, а также еще два помощника – нынешний гитарист Томми Хенриксен и композитор Томми Денандер. Предстояло сочинить два десятка песен, чтобы затем выбрать лучшие.
«Сейчас мы делаем демо-записи. Мы сочиняем и пишем демо. У нас есть три песни, написанные оригинальным составом. Мы посмотрим, сможем ли мы сделать что-то с ними. Если не выйдет, то хотя бы попытаемся. Но Нил, Майк и Деннис сочиняли песни вместе. И что мы знаем лучше всего, что только лучшие 10 войдут на альбом. Неважно, кто их написал. Я всегда буду писать тексты. И я всегда буду их аранжировать. И Боб всегда будет продюсировать. Если песни напишут Нил, Майк и Деннис, отлично. Я поддерживаю это. Мы держим эти песни на карандаше, просто надо понять, насколько они подойдут для альбома».
Конечно, в итоге не все треки, записанные в составе «Купер-Брюс-Дэнэуэй-Смит» вошли в альбом, получивший название «Paranormal». Известно, что в работе было около 6 композиций, из которых только две прошли строгий продюсерский отбор, это «Genuine American Girl» и «You And All Of Your Friends».
Продолжение читайте в журнале Rockcor N5 (2017). Заказать журнал