Amorphis: Под облаком тревог
В последние дни лета российская публика с большим драйвом пережила жаркий фест Metal Meeting 2015. Одним из хедлайнеров прошедшей мясорубки стала группа Amorphis. Скандинавы выпустили новый альбом и теперь с воодушевлением приоткрывают завесу создания, записи, продюсирования тринадцатого полноформатника. Гитарист группы Томи Койвисаари, не скупясь на откровения, рассказал о совместной работе с французским художником Валнуаром Мортасонге, автором текстов нового альбома фином Пеккой Кайнулайненом, дуете с уроженкой Африки Aleah. Разговор не миновал и современных progressive metal групп, и водки с борщём, и восточных мотивов.
-Томи, здравствуй, рад, что выдалась возможность пообщаться в рамках интервью!
- Привет журналу Rockcor, и я рад вас слышать.
- Недавно свет увидел ваш новый альбом "Under The Red Cloud", поделитесь впечатлениями о нём. Как проходила запись?
- Альбом записан в Швеции, в Эребру и Стокгольме вместе с продюсером Йенсом Богреном. Работа далась нам тяжелее, чем с каким-либо предыдущим альбомом. Йенс был действительно строг во всех мелочах, что было хорошо, так как мы полностью удовлетворены финальным результатом.
- Поклонники вашего творчества с восторгом приняли релиз. Многие рецензенты оценивают его на максимальный бал. Как вы думаете, с чем это связано?
- Думаю, что послушав "Under The Red Cloud" вы сами сможете услышать ответ на вопрос: количество вложенных сил, тонкости сведения, и ещё то состояние вдохновения, которое не покидало нас во время написания песен. Также, сделав шаг назад, нами было добавлено больше тяжёлых вещей. Все эти составляющие и делают альбом хорошим в целом. Я также думаю, что новые песни не будут жить по отдельности, альбом "работает" только при прослушивании от начала до конца. И, конечно, очень приятно, что мы получаем положительные отзывы от рецензентов и, в особенности, от слушателей!
- Тяжело было работать над новым материалом?
- Почти каждый в группе приносил свой материал, не много не мало, а двадцать песен мы имели в начале работы над релизом. Некоторые песни отпали ещё на репетициях, в основном потому, что они слишком отличались от других наших вещей. Часть песен была снята на этапе демо-записей. В итоге, было записано только тринадцать песен. Все они будут изданы в различных форматах, бонус-треками, би-сайды и так далее. Такой порядок работы стал естественным для Amorphis, недостатка в материале мы никогда не испытываем. Наши песни были созданы в очень естественной и вдохновленной атмосфере. Продюсер диска, Йенс, побывал в Хельсинки на нашей репетиционной базе перед началом студийной работы, чтобы сделать предварительное демо, на тот момент мы уже "утвердили" все структуры песен и скелет альбома. Длинные дни начались, когда мы приступили к чистовой записи, Йенс был непоколебим во всех отношениях, всегда требовал максимум концентрации, иногда даже больше наших возможностей. Йенс - перфекционист и, благодаря этому, в студии мы всегда были в здравом уме и боевом расположении духа. Вся морока по технической части также лежала на плечах Йенса. К нашему большому облегчению (смеётся).
- Есть что-то, чем остались недовольны на альбоме?
- Время покажет, но пока что я полностью удовлетворен. Звучание, песни, восприятие какие и должны быть.
- А как вы видите конечную точку творчества группы Amorphis, апогей, после которого можно опустить руки и сказать: "Мы это сделали!". Или совершенству нет предела?
- Для нас это больше похоже на образ жизни, мы не ставим каких-то конкретных целей, мы получаем то, чего достигаем. И нам всё ещё весело, и мы по-прежнему наслаждаемся своим занятием, и мы будем продолжать собираться. Думаю, мы достигли уже больше, чем когда-либо мечтали, уверены, что делаем нечто полезное в этой жизни и любим своё дело.
- Расскажи о лирической основе нового альбома. У него есть единая концепция, основная тема?
- Тексты снова написаны Пеккой Кайнулайненом, на этот раз истории не из "Калевалы"(карело-финский поэтический эпос, состоит из пятидесяти рун), а его собственные. Конечно, в них есть немало сходств, так как основные темы по-прежнему вне времени, такие основополагающие вещи, как чувства, убеждения, страхи и так далее. Я не знаю точно, насколько стихи Пекки Кайнулайнена реальны, но изнутри чувствую, что правда в них преобладает. Это не концептуальный альбом в плане текстов. На что повлияло время, в котором все мы сейчас живем, находясь под красным облаком, ожидая как бы не случилось чего плохого. Искренне надеюсь, что это не так.
- Чем отличался процесс записи альбома "Under The Red Cloud" от предыдущего "Circle"? И наоборот, что остаётся неизменным на протяжении многих лет, когда вы работаете в студии?
- В принципе, этот процесс неизменен из года в год, сначала пишутся барабаны, потом параллельно другие инструменты. В этот раз у нас был продюсер, который начал работу ещё до того, как запись стартовала, так что у нас было все, включая вокал, продумано заранее. Мы знали, как будут звучать песни, ещё до того, как работа в студии была окончена. Хорошо иметь седьмого члена команды, который принимает непосредственное участие в процессе, подчёркивает и с усердием указывает на недостатки.
- Восточные мотивы "Enemy At The Gates" придают ей особенный шарм. Расскажите об истории создания, какая её главная мысль?
- Идея может прийти откуда угодно: небольшие мелодии в твоей голове, какие-то чувства, хорошие или плохие, неважно, или просто наиграв что-то на гитаре. Потом действительно трудно вспомнить, как же это началось?! Некоторые мелодии копятся в голове в течение многих лет, прежде чем уже, наконец, выльются. Я думаю, это важно чтобы настроение или чувство с которым была написана песня, передавалось на записи.
- Приятно удивляет женский вокал в "White Night". Кому пришла в голову эта идея? Кто поучаствовал в записи женской вокальной партии?
- Ещё до начала записи мы планировали сделать "White Night" с вкраплениями женского вокала. На роль исполнительницы главной женской роли хотели пригласить Дженни-Энн Смит из Avatarium, с которой мы гастролировали с декабря прошлого года, но наши текущие графики никак не пересекались. Так, к счастью, в один прекрасный день Aleah посетила нашу студию, и мы незамедлительно попросили о помощи. Они с Йенсом проделали большую работу, записывая партии уже после того, как была готова инструментальная часть.
- На обложке "Under The Red Cloud" сплетаются две змеи, образуя знак Инь-Янь. Что символизирует подобное изображение?
- На этот раз обложкой занимался Валнуар Мортасонге(Valnoir Mortasonge), французский художник, работавший прежде с такими группами, как Paradise Lost, Behemoth и многими другими. Она была создана на основе совемстной с Валнуаром идее. Это представление времени, в котором мы живем(равно как и истории в альбоме), под красными ядовитыми облаками, что символизирует предчувствие чего-то негативного, что может произойти в любое мгновение. Всё, что вы видите на обложке взято из лирики; четыре мудреца, царь и эти змеи в середине, не знаю, обнимают они или едят друг друга. Ты можешь с точностью сказать, поднимется против тебя родной брат или нет? Четыре фазы Луны - это различные сезоны и время, которое уходит безвозвратно. Всё это в сумме - лирическая концепция альбома. Мы чрезвычайно довольны оформлением, титульным листом нашей работы, это, безусловно, новый стиль для группы.
- Что вы думаете о современных progressive metal группах? Можете выделить конкретных представителей?
- На самом деле, я не знаю, что это за жанр, и почему некоторые люди думают, что progressive чем-то координально отличается...Я люблю слушать, например, Opeth и Mastodon, и для меня не так важно, как быстро кто-то играет, я выделяю насколько творчески музыканты подошли к созданию песен. На мой взгляд современной progressive metal группой может называться та, которая не боится влияний жанров, отличных от металла.
- Вы уже неоднократно приезжали в Россию с большими концертами. Как прошло последнее выступление в Москве на Metal Meeting 2015?
- Было очень круто! Каждый раз мы радуемся концертам в России. Нас всегда дружно встречают, оказывают радушный прём, активно поддерживают. Я уверен, что мы ещё приедем к вам с туром в поддержку нового альбома!
- Может быть у вас уже есть любимое блюдо или напиток национальной русской кухни?
- Хммм...Да! Для меня это борщ и, конечно, водка для аперитива, хех!
- С самого начала музыкальной карьеры вы стабильно выпускаете альбом раз в несколько лет. Какими способами пополняется источник вашего вдохновения?
- Мы ежедневно трудимся не покладая рук, у нас такие же полноценные рабочие будни, как и у строителей или программистов. Вместо того, чтобы валяться на диване мы отшлифовываем своё мастерство, концентрация на группе — сто процентов. И мы любим всё это: запись, туры, концерты, встречи с новыми людьми, всё просто!
- Что больше по душе, работа в студии или живые выступления?
- Мне нравится и то, и то. Они настолько различны по сравнению друг с другом, от каждого из этих моментов по-своему заряжаешься. В студии мне нравится смотреть как песни мало-помалу приобретают яркие очертания, слой за слоем вырисовывается форма. В живых выступлениях на первый план выходит аудитория, которая делает шоу интерактивным, непредсказуемым. Вы, действительно, можете почувствовать, что находитесь в едином духовном потоке со слушателями. Это равноценно важные вещи для меня.
- Случались неудачи? Какую часть совместной творческой жизни вы хотели бы вычеркнуть раз и навсегда?
- Никакую. Все, что мы сделали влияет на то, какие мы сейчас. Без ошибок, мы не смогли бы научиться тому, что умеем на сегодняшний день. То же можно сказать и об альбомах, это дневники нашей жизни, такие, какими мы хотели их видеть в своё время.
- Ждать ли новый DVD в ближайшее время?
- Пока что таких намерений нет, но посмотрим, было бы неплохо отснять специальные шоу в следующем году.
- И, наконец, традиционный вопрос: какие у вас планы на ближайшее будущее?
- Конец этого года будет ознаменован гастролями, мы начнем с экскурсии по Финляндии, затем будем в течение пяти недель колесить по Европе совместно с Nightwish. А в следующем году будут гастроли, гастроли и ещё раз гастроли. Конкретных дат, мест ещё нет. О последующих планах я пока и не задумываюсь.
- Томи, спасибо большое за интервью. Stay True!
- Благодарю, мы надеемся увидеться с вами в ближайшее время во время тура по России!
Андрей Колесников (zikky)
"Under The Red Cloud" - 2015
NUCLEAR BLAST RECORDS
Under The Red Cloud; The Four Wise Ones; Bad Blood; The Skull; Death Of A King; Sacrifice ; Dark Path; Enemy At The Gates; Tree Of Ages; White Night; Come The Spring; Winter's Sleep.
Tomi Joutsen – v; Tomi Koivusaari – g; Esa Holopainen – g; Niclas Etelävuori – b; Jan Rechberger – d; Santeri Kallio – k.