Александр Титов: В «Аквариуме» я как рыба в воде
Александр Титов без преувеличения самый известный бас-гитарист в русском роке. Его безладовые партии баса запомнились многочисленным поклонникам «золотых составов» «Аквариума», «Кино», «Зоопарка», «Поп-механики». Легендарный бас-гитарист с 1996 года обитает в Великобритании, но продолжает оставаться участником главной группы своей жизни.
- Александр Валентинович, какой период в жизни «Аквариума» кажется Вам наиболее интересным и плодотворным? Какие альбомы этой группы Вы любите больше всего и почему?
- Наиболее интересный для меня и плодотворный для группы период был в середине 80-х годов (83 – 85г.г). Тогда весь Ленинград бурлил подпольной музыкальной жизнью, и у всех нас кружилась голова от эйфории и принятых снадобий. Кроме «Аквариума», я еще успевал играть в «Кино» и «Поп Механике». И очень часто по приглашению Сергея Курехина (лидер «Поп Механики», он же «Капитан») в концертах «Аквариума» принимали участие первоклассные джазовые (и не только джазовые) музыканты: Владимир Чекасин, Валентина Пономарева, Андрей Отряскин, Александр Кондрашкин и др. Это делало практически каждое выступление группы разнообразным, неповторимым и запоминающимся.
Что касается любимого альбома, то я при всем желании не могу выделить какой – то один альбом из обширной дискографии «Аквариума». Все они связаны с дорогими мне воспоминаниями, историями и приключениями.
- Почему Вы все-таки решили вернуться в «Аквариум» в 2008 году? Эта группа по-прежнему близка Вам?
- Конечно. В «Аквариуме» я всегда чувствую себя абсолютно органично, как рыба в воде. И давний вопрос БГ «Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?», по-моему, и теперь остается актуальным.
Насчет возврата хочу сказать вот что. В 1996 году я эмигрировал в Великобританию, и из-за этого вынужден был прервать тесное сотрудничество с группой. Но все эти годы я регулярно принимал участие в записи альбомов «Аквариума» (многие из них Борис Борисович записывал в Лондоне).
В 2008 году мне поступило предложение от Гребенщикова сыграть в концерте, посвященном индийскому философу и проповеднику Шри Чинмою в «Королевском Альберт Холле». Я, конечно же, согласился. И с тех пор снова стал играть в «Аквариуме». Это произошло совершенно спонтанно, как и все лучшее в жизни.
- Чья музыка больше всего повлияла на Вас в юности? Какие у Вас теперь музыкальные предпочтения?
- Самая первая песня, которая потрясла меня до глубины души (это было еще в начальной школе), называлась «Sunny Afternoon» английской группы «The Kinks». А потом пошло поехало. Зарубежная музыка обрушилась на меня, как лавина, и заполнила практически все жизненное пространство. Jimi Hendricks, «Beatles», «Rolling Stones» «Doors», «Jefferson Airplane», «Led Zeppelin», «Black Sabbath», «Jethro Tull», «T. Rex», David Bowie, «Grand Funk», «Velvet Underground», «Neil Young». Этот список можно продолжать бесконечно. Через какое-то время я увлекся регги («Marley», «Tosh»). Потом подоспела новая волна, новые романтики… В 90-х годах я крепко подсел на музыку «Radiohead». Побывал на десятках их концертов, в том числе на незабываемом фестивале Glastonbury 97.
Сейчас выделяю для себя такие группы как «The National», «Grizzly Bear», «Department of Eagles», «Deerhunter», «Atlas Sound».
-Расскажите, пожалуйста, о Вашей работе в группе «Кино»?
-Группа «Кино» параллельно писалась в легендарной студии Андрея Тропилло и все музыканты «Аквариума» участвовали в записи их песен. Часто мне приходилось играть на нескольких инструментах. Цой был впечатлен моей игрой и вскоре предложил мне попробовать себя в «Кино». Я играл с Виктором 3 года, пока не стало ясно, что популярность «Кино» и «Аквариума» не позволяет мне больше совмещать работу в обеих группах.
- Было бы интересно узнать Ваше отношение к творчеству и личности Виктора Цоя? Гребенщиков в одном из интервью говорил о Цое, как об очень скромном, мудром и тактичном человеке.
- Я всегда любил группу «Кино». Вам наверно известно, что я играл в том составе, который спровоцировал лавину популярности, накрывшую их вскоре после моего ухода в 1986 году. Я согласен с тем, что говорит о Цое Борис Борисович. От себя же добавлю, что мы с Виктором были близкими друзьями, и всегда сохраняли друг к другу теплые чувства. Даже когда я покинул группу, Цой ни разу меня ни в чем не упрекнул. Конечно, его внезапная и ранняя смерть была для меня шоком, осталось много недосказанного. Так же, как и смерть барабанщика «Кино» Георгия Гурьянова.
- В прошлом году в России вышло аж две книги о Сергее Курехине. К сожалению, в моем поколении (20-25 лет) его практически никто не знает. Как Вы считаете, почему музыка «Поп-механики» не доступна большинству слушателей? Каким Вам запомнился Курехин?
- Упомянутые книги совершенно разные. Труд Кушнира - это скорее художественная литература, не лишенная определенной толики мифотворчества. Книга Кана более исторически выверена и точна, но и менее читабельна что-ли. В любом случае я приветствую популяризации Курехина и его творчества.
Когда я вспоминаю Сергея, передо мной сразу возникает отчетливая картинка из прошлого. Зимний солнечный день. С утра без звонка вваливается Капитан, и мы вместе с ним идем пешком в «Букинист» на Литейном проспекте. По дороге он приплясывает и напевает гнусаво Herbie Hancock "Rock It". Потолкавшись у магазина среди барыг, заходим в гости к Тимуру Новикову (знаменитый художник), потом идем в Сайгон и не спеша пьем кофе из треснутой чашки… Это были времена беспримесного и казалось бесконечного счастья!
- Расскажите, пожалуйста, чем Вы занимались после переезда в Англию в 1996 году? В каких музыкальных проектах принимали участие за эти годы?
- Было много разных проектов. Сразу же вспоминается сотрудничество с группой «GJ Hustler». Ее фронтмен Гари теперь живет на ферме в Южной Африке. Буквально вчера получил от него предложение сыграть 8 апреля реюнион в клубе «Alley Cat на Denmark Street»! Одно время я с удовольствием играл техасский электрический блюз в трио «Texas Thunder». Потом в группе «Kindle Trails». Теперь я в основном работаю в сфере звукозаписи. У меня есть маленькая компания «Red Book Music» (www.redbookmusic.com) и приличная звукозаписывающая студия. Я делаю все больше сессионной работы из дома, по интернету (кому интересно, могут обращаться ко мне по электронному адресу titovchik@gmail.com).
- Не могу не спросить о Вашем сольном проекте «Rina Green». Выложенные в сети треки производят исключительно положительное впечатление. Собираетесь ли выпускать альбом, концертировать с новыми песнями?
- «Rina Green», названная так в честь великой актрисы, создана на основе песенного материала моей супруги Алены Титовой. Ее песни отличает сила мысли и яркость образов, как текстовых, так и музыкальных. Однако мне не хотелось бы нахваливать созданный нами проект. Как только мы начали записывать и выкладывать в сети наш материал, к нам стало поступать огромное количество позитивных откликов с просьбой продолжать. Мы планируем записать и свести в Англии с помощью наших английских музыкантов и партнеров 15 песен. С нами работает лауреат Grammy Jerry Boys. Наш барабанщик Liam Bradley играл 10 лет с Van Morrison. Наш гитарист Vinz Lamagna - известный в Лондоне композитор. Мы открыли сбор средств на завершение нашего масштабного мероприятия. Альбом планируется выпустить летом. Участников акции ждут постоянные сюрпризы по мере продвижения вперед. Более подробную информацию можно узнать по адресу: RinaGreen.kroogi.com, www.facebook.com/RinaGreenMusic
- И напоследок, что бы хотели пожелать Борису Борисовичу в связи с его недавним 60-летним юбилеем?
- Долгих лет здоровья и творческих сил! Он - целая эпоха!
Хайруллин Фарид