СТАНИСЛАВ МАРКОВ: «Я СТАРАЮСЬ УПОРНО БИТЬСЯ ЗА КАЧЕСТВО»
Хорошее концертное шоу – это вклад не только музыкантов, входящих в основной состав рок-группы, но также это громадная и кропотливая работа её технической команды. Кто же они – «бойцы невидимого фронта»? Мы пообщались со звукорежиссёром Станиславом Марковым, который поделился с нами принципами работы, оценил удобство цифрового оборудования, а также рассказал про свой творческий путь, достойный уважения.
- Далеко не все знают, как ты пришёл в Бригадный Подряд. Расскажи эту историю?
- Пришёл в группу в конце 2013 года. На фестивале «МОСТ» я встретил бывшего директора группы Илью Золотухина, тому понравилось, как я сессионно сотрудничал с группой Анимация. Он услышал мою работу, увидел меня за пультом и предложил место в коллективе. В то время как раз у группы ушёл звукорежиссёр. Я временно устроился работать в клуб «Зал Ожидания», чтобы попрактиковаться на новых цифровых пультах. Когда их освоил, то занял место в Бригадном Подряде окончательно. У них пока на этот промежуток был временный звукорежиссёр.
-Ты заканчивал СПбГТУ по специальности колесно-гусеничные машины, почему вдруг решил уйти из специальности и заняться творчеством?
- По специальности я никогда не работал. Может быть собирался, когда поступал в институт, но в процессе обучения я начал осваивать гитару. Тогда и понял, что музыка мне интереснее и стал совмещать её с учёбой, параллельно играя в различных музыкальных коллективах. Институт бросать не хотелось – раз уж поступил, то надо довести дело до конца. Закончил я его достаточно неплохо. Но мне стало интереснее играть на инструменте, выстраивать колонки, заниматься звукорежиссурой, чем конструировать механизмы. К тому же, у меня была военная специальность – оборонка, а тогда она была на последнем месте. В стране всё развалили и не было больших перспектив в этой области.
- Как ты понимаешь понятие «концертный звукорежиссёр»?
- Концертный звукорежиссёр – это звукорежиссёр, который действует в непосредственном моменте времени. У него нет кнопки «стоп», «стереть», «перемотать назад». Всё происходит «здесь и сейчас». Если ты ошибся, то скорее всего, это услышат все. Какие-то мелкие огрехи, конечно, возможны, но вот крупные точно совершать нельзя. Для того, чтобы это избежать, нужно провести хороший саундчек (настройку звука) перед мероприятием с коллективом, который будет выступать. Отстроить всю аппаратуру. Необходимо, чтобы работало всё чётко: все звуки доходили, а ты понимал, где и какая ручка и за что она отвечает.
- Что изменилось за последние 15 лет в звукорежиссуре?
- За 15 лет ушло практически всё аналоговое оборудование, пришел цифровой век. Все пульты стали цифровыми. Чаще всего управлять ими можно с планшета, с компьютера. Теперь запоминаются сцены и не нужно рисовать картинки - какая ручка и где стоит, как это было на аналоге. Например, если у тебя фестиваль и много коллективов, то на саундчеке ты зарисовывал на листочек и примерно также их выставлял, причем это нужно было делать максимально быстро, 3-5 минут. А ручек было около 100. Сейчас пульты имеют функцию «запомнить» и сохраняют положение всех ручек, которые были на саундчеке. Стало намного легче. Главное – не ошибиться в подключении проводов на сцене. Твой коллектив вышел, и ты уже вызываешь свою сцену из памяти пульта, когда всё подключено.
- У тебя есть несколько сертификатов по повышению квалификации и прослушиванию специализированных курсов. Расскажи, что это за сертификаты и какое преимущество они дают? Какой срок заняло обучение?
- Я постоянно повышаю свою квалификацию, много смотрю обучающих роликов на эту тему в интернете, учусь у старших и более опытных товарищей. Сертификаты особых привилегий не дают, скорее повышают чувство собственной важности. Как бы много их не было, без практики они бесполезны. Как и везде, пока нет практики – все эти корочки не значат ничего. Все сертификаты у меня по оборудованию и его изучению, звукорежиссуре FOH. Было время, когда все друг друга обучали и я ходил на различные курсы, да и сейчас стараюсь не пропускать обучающие программы. Например, был на курсах по FOH-микшированию. Где-то недели 2 был этот курс, потом я его повторял, поскольку мне понравилось. В процессе всегда открываешь что-то новое. Было интересно. Получил сертификаты и знания, которые успешно применяю на практике. На самом деле, обучение происходит всё время – ты работаешь, открываешь что-то новое, совершенствуешь умения. Ходил на многочисленные семинары по звуковому оборудованию, пультам, радиосистемам и частотному менеджменту.
- Долгое время ты совмещал работу в концертном клубе «Полигон» и игру на бас-гитаре в группе Пилот. Подсказывал ли что-то группе по звукорежиссуре в процессе записей пластинок, на выступлениях и кто обычно сводил записанный материал?
- Игру на бас-гитаре и работу в клубе до поры до времени можно было совмещать, но потом у группы начались большие гастроли, появилось много работы и мне пришлось уйти из клуба, где отработал 7 лет. В «Полигоне» я обучился звуку, научился пилить деревяшки для акустических систем, паять, отстраивать колонки, чинить помещения и следить за хозяйством. Обычная работа звукового техника в клубе. Я и сейчас года три работал в другом клубе по такой же схеме в свободное от группы и гастролей время. Это большая дополнительная практика. Очень много даёт в саморазвитии.
Когда мы записывали с Пилотом пластинки, то там обычно нам помогал подготовленный персонал- звукорежиссер студии. Нам нужно было только играть, высказывать свои пожелания по звуку, отслушивать записанный материал, что-то поправлять, если наши точки зрения со студийными звукорежиссёрами расходились.
- С какими сложностями приходилось сталкиваться на различных концертных площадках страны?
- Сложности на площадках бывали различные, начиная от неработающих динамиков и проводов, заканчивая неправильной расстановкой оборудования. Правда сейчас мы видим этих «косяков» меньше, когда возвращаемся на разные концертные площадки нашей страны. Где-то выступаем уже не первый раз. Что-то меняют, что-то докупают, что-то улучшают. Вот лет 15 назад со звуковым оборудованием была беда и эти «дрова» (чаще всего самодельные) как-то пытались звучать. Ты приезжал и не знал – будет или не будет это звучать. Времени, чтобы настроить всё хорошо, было мало. Не раз приходилось брать в руки паяльник и чинить местную аппаратуру, чтобы коллектив хоть как-то мог звучать. Сталкиваясь с такими проблемами раньше, группа (Бригадный Подряд) решила приобрести свои микрофоны, свой пульт, свои кабели и радиосистемы, которые теперь мы возим с собой. Стало проще, потому что ты не зависишь от части конкретных условий на площадке.
- Последнее время на концертах ты работаешь на планшете с программой управления пультом Behringer x32. В чём заключается его удобство?
Да, чаще всего я работаю на планшете. В чём его удобство? В том, что я могу встать рядом с публикой и услышать, то что слышит этот самый зритель, поправить балансы, частотные характеристики. Планшет работает где-то метров 30-50 от пульта. Могу подойти в разные точки, если зал не битком, чтобы послушать как группа звучит в разных местах зала. Так я легко могу понять впечатления публики, практически послушать их же ушами. Пожалуй, в этом удобство цифровой технологии.
- За кем из современных звукорежиссёров следишь в социальных сетях, заимствуя какие-то профессиональные навыки? И не хотел бы сам вести блог или канал на YouTube, посвящённый звукорежиссуре?
- Например, мне нравится Илья Лукашев. Меня подкупает его подход к оборудованию и то, как он излагает свои мысли. Наверное, он меньше уделяет внимание звуку, но зато хорошо рассказывает про оборудование и про то, как с ним работать. Ещё есть много каналов на YouTube для звукорежиссёров. Там я смотрел много всяких семинаров. Мне понравилось слушать семинар звукорежиссёра Володи Губатова. Да и много еще кого. Что-то услышал, какие-то идеи у них подхватил, например, мне понравились треки, которые Володя рекомендовал слушать на аппаратуре клуба. Как бы ты ставишь один и тот же трек на разной аппаратуре и на разных площадках, а затем пытаешься настроить всю технику, чтобы он звучал примерно везде одинаково. Тогда тебе уже легче управлять звуком твоего коллектива. Сам бы вести блог или какой-то канал не хотел. Во-первых, я сам ещё не до конца всё знаю идеально, ещё только в процессе развития. Возможно, кому-то мои эти знания и интересны, но я вижу более великих звукорежиссёров, которые рассказывают, что-то показывают и опыту которых я доверяю, сам у них учусь. Во-вторых, мне это не особо интересно. Бывает, что в частном порядке подходят с вопросами и я помогаю, тогда люди перенимают мой опыт. Если я обладаю свободным временем, то с удовольствием расскажу и покажу. Это ничего не стоит. Да и все детали уже не помнишь, поскольку многое отработано на уровне автоматизма. Рука, ухо и глаз уже заточены. Это как утром проснулся – глаза открыл – так же и за пультом. Ты уже можешь и забыть о том, что надо крутить именно эту ручку, но невольно сам тянешься к ней, поскольку визуальная и моторная память работает. При этом я принимаю всегда чужие советы. Многие из них довольно полезны.
- 90 процентов зрителей любит «переключать» своё недовольство звуком на мероприятиях на звукорежиссёров – как с этим бороться и так ли часто бывает, что виноват именно человек за пультом?
- Публика отчасти в чём-то может быть и права. Звукорежиссёр обязан делать так, чтобы зрителю нравилось, он понимал все слова. По социальным опросам, проходящим в интернете, зрители выделяли несколько точек, в которых звук всегда хороший, а также рассказывали, что в их понятиях «хороший звук». Да, какие-то мелкие детали ты можешь упустить, но создать общее хорошее впечатление надо. Задача звукорежиссёра – на любых «дровах» сделать так, чтобы что-то было слышно, а зрителю нравилось. Пускай, какие-то частоты упущены, но главная задача – это удобоваримый звук. Да и ещё звук в зале сильно зависит от расположения аппаратуры (аппаратура в зале чаще всего нам не принадлежит). В каком-то зале она лучше, в каком-то хуже. По-разному установлена. Мы имеем лишь небольшую возможность что-то в этом изменить. Иногда это практически невозможно. И плохой звук уже заложен в параметры этой площадки. Далеко не все залы и аппаратура построены с соблюдением всех законов физики и акустики зала. Какой был бюджет, так и строили. Но я старюсь упорно бороться за качество.
- Какие мероприятия приходилось озвучивать тебе, кроме концертов?
- Неоднократно работал с театральными представлениями (в большей части, с детскими театрами), озвучивал собрания, конференции. Здесь работа несколько иная, помимо того, что ты крутишь звук, периодически приходится менять фоновые музыкальные заставки. Сложно работать с детьми, поскольку очень часто они уносят радиосистемы, переодеваясь, меняются ими. Тяжело, когда на сцену выходит ребенок, а ты не понимаешь, какая на нём радиосистема. В процессе настройки ты ему давал одно, а он выходит с совершенно другой. Ещё очень часто видят кнопочки на своих микрофонах и начинают их включать-выключать. Выходят на сцену, а ничего не работает. И тебе приходится бежать, менять батарейки, а потом понимаешь, что аппарат настроен – это просто ребенок нажал кнопку «выключить». Но ничего не поделаешь – это дети!
- Тебе довелось заниматься и онлайн-трансляциями разных концертов. Что это были за мероприятия и как они проводились?
- Да, проводил онлайн-трансляции, как студийные, так и концертные. Например, у приятеля на студии транслировали выступления разных коллективов, начиная от авторских исполнений, заканчивая роком и джазом. Вещали через программу OBS Studio.
Один из онлайн-концертов был в период пандемии. Это был живой концерт Бригадного Подряда на радиостанции «Зенит» с трансляцией в интернет (видео и аудио-трансляцией). Когда мы с группой приехали на радиостанцию – там уже была настроена вся видеоаппаратура, трансляцией же занимались отдельные сотрудники радио, мы же привезли свои инструменты, микрофоны, пульт и звуковое оборудование. Это был обычный концерт, но с трансляцией в интернет (интерактив). Концерт продолжался около часа. Люди смотрели, писали комментарии. Был живой эфир, в котором слушатели могли задавать вопросы, а музыканты отвечали. Звук нам удалось настроить достаточно быстро. Отдельно была аппаратная, где я мог слушать и контролировать звук с помощью пульта и удаленного управления на планшете. Во второй комнате располагалась тон-студия, где играли музыканты. Видели мы друг друга через окно, как это обычно и бывает в студиях звукозаписи.
Ещё был подобный онлайн-фестиваль «Окна открой» в Питере. Проводить со слушателями его не разрешили из-за карантинных мер, поэтому организаторы сделали «Окна» тоже в формате онлайн. Трансляция велась из клуба А2, был отдельный пульт на зал, а второй для эфира. Интерактива со слушателями уже не было, поскольку в программе было представлено несколько коллективов.
С моим другом Русланом Мансуровым мы также устраивали онлайн-мероприятие – это был благотворительный концерт, посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Его можно было посмотреть на YouTube, в социальных сетях Instagram и Вконтакте. Она и сейчас есть на просторах Сети. Концерт проводили у Руслана на собственной студии. Общая продолжительность мероприятия составляла 2 часа. Играли группы, выступали отдельные авторы. В тон-студии выступали исполнители, а в аппаратной сидел я и осуществлял управление звуком на пульте Behringer, но другой модели. Приходилось работать быстро, техников не было. Проводили всё это практически мы вдвоём.
- Звук-звуком, но что на счёт бас-гитары? Для поддержания формы играть нужно постоянно. Занимаешься ли сейчас и где выступал за последние годы?
- Дома я иногда играю. Честно говоря, сейчас меня больше увлекла звукорежиссура, а играть стало не так интересно, да и нужды особо нет. Мне нравится настраивать звук. Раз в три дня беру гитару, что-то поиграю, но становится неинтересно. Есть более важные задачи. Разовые акции бывают, но чаще всего я в это время бываю на гастролях с Бригадным Подрядом, поэтому фестивали и сборные мероприятия пропускаю.
Выступления бывают, но обычно это по три-пять песен на разных фестивалях. В прошлом году с Романом Русаненко и Владом Шкериным выступали в клубе «Гаркундель», а за год до этого тоже играли с Романом в спортивном комплексе «Юбилейный» на фестивале «Рок против наркотиков» в составе группы В небо. Там же выступал с одной песней в 2017 году с группой Пилот на концерте, посвященному их двадцатилетию. Меня пригласили, поскольку я был непосредственным участником проекта на протяжении шестнадцати лет.
- Плюсы и минусы работы бас-гитариста и звукорежиссёра?
- Звукорежиссёр ответственен только за звук, а путает ли на сцене кто ноты или нет – это уже зависит не от тебя. Но зато ты должен доставить приятные впечатления слушателю. Из плюсов бас-гитариста – была зарплата чуть повыше, но и занятость была больше. Были постоянные репетиции, сочиняли что-то, ездили на студии, а сейчас я уже меньше этим занимаюсь. Могу отслушать какую-то контрольную репетицию, послушать программу, могу помочь с аранжировками в плане звукорежиссуры. Звукорежиссёр должен быть частью коллектива, с которым работает. Особенно в процессе сочинения, потому что не всегда группа понимает и в плане аранжировок, как это со стороны слушается. Например, иногда надо помочь разделить партии.
- Как планируешь развиваться в творческом ключе дальше?
- Буду продолжать осваивать звукорежиссуру. Например, как использовать различные эффекты, пространственную обработку. У меня есть желание освоить программу Smaart и системную инженерию. Это вряд ли придётся применять слишком часто на практике, но для себя мне хочется это знать. Отстроить аппаратуру по измерительному микрофону – это не на один час работы. К сожалению, столько времени у нас с группой нет. Да и всегда появляется новое оборудование, а значит, что ты можешь с чем-то новым столкнуться внезапно. Например, приехал на фестиваль, а там новая для тебя техника, которую ты не знаешь. Надо быть к этому готовым. Конечно, можно попросить помочь, но надо уметь подстраиваться под обстановку и технику, чтобы ты знал, какую ручку надо крутануть и к чему это приведёт. И какую ручку куда и как крутить, чтобы это привело к нужному тебе результату. Чтобы материал, представленный группой, был понятен залу. Наша задача – это сделать всё, чтобы зритель ушёл довольный.
Текст: Анастасия Игнатова
- Далеко не все знают, как ты пришёл в Бригадный Подряд. Расскажи эту историю?
- Пришёл в группу в конце 2013 года. На фестивале «МОСТ» я встретил бывшего директора группы Илью Золотухина, тому понравилось, как я сессионно сотрудничал с группой Анимация. Он услышал мою работу, увидел меня за пультом и предложил место в коллективе. В то время как раз у группы ушёл звукорежиссёр. Я временно устроился работать в клуб «Зал Ожидания», чтобы попрактиковаться на новых цифровых пультах. Когда их освоил, то занял место в Бригадном Подряде окончательно. У них пока на этот промежуток был временный звукорежиссёр.
-Ты заканчивал СПбГТУ по специальности колесно-гусеничные машины, почему вдруг решил уйти из специальности и заняться творчеством?
- По специальности я никогда не работал. Может быть собирался, когда поступал в институт, но в процессе обучения я начал осваивать гитару. Тогда и понял, что музыка мне интереснее и стал совмещать её с учёбой, параллельно играя в различных музыкальных коллективах. Институт бросать не хотелось – раз уж поступил, то надо довести дело до конца. Закончил я его достаточно неплохо. Но мне стало интереснее играть на инструменте, выстраивать колонки, заниматься звукорежиссурой, чем конструировать механизмы. К тому же, у меня была военная специальность – оборонка, а тогда она была на последнем месте. В стране всё развалили и не было больших перспектив в этой области.
- Как ты понимаешь понятие «концертный звукорежиссёр»?
- Концертный звукорежиссёр – это звукорежиссёр, который действует в непосредственном моменте времени. У него нет кнопки «стоп», «стереть», «перемотать назад». Всё происходит «здесь и сейчас». Если ты ошибся, то скорее всего, это услышат все. Какие-то мелкие огрехи, конечно, возможны, но вот крупные точно совершать нельзя. Для того, чтобы это избежать, нужно провести хороший саундчек (настройку звука) перед мероприятием с коллективом, который будет выступать. Отстроить всю аппаратуру. Необходимо, чтобы работало всё чётко: все звуки доходили, а ты понимал, где и какая ручка и за что она отвечает.
- Что изменилось за последние 15 лет в звукорежиссуре?
- За 15 лет ушло практически всё аналоговое оборудование, пришел цифровой век. Все пульты стали цифровыми. Чаще всего управлять ими можно с планшета, с компьютера. Теперь запоминаются сцены и не нужно рисовать картинки - какая ручка и где стоит, как это было на аналоге. Например, если у тебя фестиваль и много коллективов, то на саундчеке ты зарисовывал на листочек и примерно также их выставлял, причем это нужно было делать максимально быстро, 3-5 минут. А ручек было около 100. Сейчас пульты имеют функцию «запомнить» и сохраняют положение всех ручек, которые были на саундчеке. Стало намного легче. Главное – не ошибиться в подключении проводов на сцене. Твой коллектив вышел, и ты уже вызываешь свою сцену из памяти пульта, когда всё подключено.
- У тебя есть несколько сертификатов по повышению квалификации и прослушиванию специализированных курсов. Расскажи, что это за сертификаты и какое преимущество они дают? Какой срок заняло обучение?
- Я постоянно повышаю свою квалификацию, много смотрю обучающих роликов на эту тему в интернете, учусь у старших и более опытных товарищей. Сертификаты особых привилегий не дают, скорее повышают чувство собственной важности. Как бы много их не было, без практики они бесполезны. Как и везде, пока нет практики – все эти корочки не значат ничего. Все сертификаты у меня по оборудованию и его изучению, звукорежиссуре FOH. Было время, когда все друг друга обучали и я ходил на различные курсы, да и сейчас стараюсь не пропускать обучающие программы. Например, был на курсах по FOH-микшированию. Где-то недели 2 был этот курс, потом я его повторял, поскольку мне понравилось. В процессе всегда открываешь что-то новое. Было интересно. Получил сертификаты и знания, которые успешно применяю на практике. На самом деле, обучение происходит всё время – ты работаешь, открываешь что-то новое, совершенствуешь умения. Ходил на многочисленные семинары по звуковому оборудованию, пультам, радиосистемам и частотному менеджменту.
- Долгое время ты совмещал работу в концертном клубе «Полигон» и игру на бас-гитаре в группе Пилот. Подсказывал ли что-то группе по звукорежиссуре в процессе записей пластинок, на выступлениях и кто обычно сводил записанный материал?
- Игру на бас-гитаре и работу в клубе до поры до времени можно было совмещать, но потом у группы начались большие гастроли, появилось много работы и мне пришлось уйти из клуба, где отработал 7 лет. В «Полигоне» я обучился звуку, научился пилить деревяшки для акустических систем, паять, отстраивать колонки, чинить помещения и следить за хозяйством. Обычная работа звукового техника в клубе. Я и сейчас года три работал в другом клубе по такой же схеме в свободное от группы и гастролей время. Это большая дополнительная практика. Очень много даёт в саморазвитии.
Когда мы записывали с Пилотом пластинки, то там обычно нам помогал подготовленный персонал- звукорежиссер студии. Нам нужно было только играть, высказывать свои пожелания по звуку, отслушивать записанный материал, что-то поправлять, если наши точки зрения со студийными звукорежиссёрами расходились.
- С какими сложностями приходилось сталкиваться на различных концертных площадках страны?
- Сложности на площадках бывали различные, начиная от неработающих динамиков и проводов, заканчивая неправильной расстановкой оборудования. Правда сейчас мы видим этих «косяков» меньше, когда возвращаемся на разные концертные площадки нашей страны. Где-то выступаем уже не первый раз. Что-то меняют, что-то докупают, что-то улучшают. Вот лет 15 назад со звуковым оборудованием была беда и эти «дрова» (чаще всего самодельные) как-то пытались звучать. Ты приезжал и не знал – будет или не будет это звучать. Времени, чтобы настроить всё хорошо, было мало. Не раз приходилось брать в руки паяльник и чинить местную аппаратуру, чтобы коллектив хоть как-то мог звучать. Сталкиваясь с такими проблемами раньше, группа (Бригадный Подряд) решила приобрести свои микрофоны, свой пульт, свои кабели и радиосистемы, которые теперь мы возим с собой. Стало проще, потому что ты не зависишь от части конкретных условий на площадке.
- Последнее время на концертах ты работаешь на планшете с программой управления пультом Behringer x32. В чём заключается его удобство?
Да, чаще всего я работаю на планшете. В чём его удобство? В том, что я могу встать рядом с публикой и услышать, то что слышит этот самый зритель, поправить балансы, частотные характеристики. Планшет работает где-то метров 30-50 от пульта. Могу подойти в разные точки, если зал не битком, чтобы послушать как группа звучит в разных местах зала. Так я легко могу понять впечатления публики, практически послушать их же ушами. Пожалуй, в этом удобство цифровой технологии.
- За кем из современных звукорежиссёров следишь в социальных сетях, заимствуя какие-то профессиональные навыки? И не хотел бы сам вести блог или канал на YouTube, посвящённый звукорежиссуре?
- Например, мне нравится Илья Лукашев. Меня подкупает его подход к оборудованию и то, как он излагает свои мысли. Наверное, он меньше уделяет внимание звуку, но зато хорошо рассказывает про оборудование и про то, как с ним работать. Ещё есть много каналов на YouTube для звукорежиссёров. Там я смотрел много всяких семинаров. Мне понравилось слушать семинар звукорежиссёра Володи Губатова. Да и много еще кого. Что-то услышал, какие-то идеи у них подхватил, например, мне понравились треки, которые Володя рекомендовал слушать на аппаратуре клуба. Как бы ты ставишь один и тот же трек на разной аппаратуре и на разных площадках, а затем пытаешься настроить всю технику, чтобы он звучал примерно везде одинаково. Тогда тебе уже легче управлять звуком твоего коллектива. Сам бы вести блог или какой-то канал не хотел. Во-первых, я сам ещё не до конца всё знаю идеально, ещё только в процессе развития. Возможно, кому-то мои эти знания и интересны, но я вижу более великих звукорежиссёров, которые рассказывают, что-то показывают и опыту которых я доверяю, сам у них учусь. Во-вторых, мне это не особо интересно. Бывает, что в частном порядке подходят с вопросами и я помогаю, тогда люди перенимают мой опыт. Если я обладаю свободным временем, то с удовольствием расскажу и покажу. Это ничего не стоит. Да и все детали уже не помнишь, поскольку многое отработано на уровне автоматизма. Рука, ухо и глаз уже заточены. Это как утром проснулся – глаза открыл – так же и за пультом. Ты уже можешь и забыть о том, что надо крутить именно эту ручку, но невольно сам тянешься к ней, поскольку визуальная и моторная память работает. При этом я принимаю всегда чужие советы. Многие из них довольно полезны.
- 90 процентов зрителей любит «переключать» своё недовольство звуком на мероприятиях на звукорежиссёров – как с этим бороться и так ли часто бывает, что виноват именно человек за пультом?
- Публика отчасти в чём-то может быть и права. Звукорежиссёр обязан делать так, чтобы зрителю нравилось, он понимал все слова. По социальным опросам, проходящим в интернете, зрители выделяли несколько точек, в которых звук всегда хороший, а также рассказывали, что в их понятиях «хороший звук». Да, какие-то мелкие детали ты можешь упустить, но создать общее хорошее впечатление надо. Задача звукорежиссёра – на любых «дровах» сделать так, чтобы что-то было слышно, а зрителю нравилось. Пускай, какие-то частоты упущены, но главная задача – это удобоваримый звук. Да и ещё звук в зале сильно зависит от расположения аппаратуры (аппаратура в зале чаще всего нам не принадлежит). В каком-то зале она лучше, в каком-то хуже. По-разному установлена. Мы имеем лишь небольшую возможность что-то в этом изменить. Иногда это практически невозможно. И плохой звук уже заложен в параметры этой площадки. Далеко не все залы и аппаратура построены с соблюдением всех законов физики и акустики зала. Какой был бюджет, так и строили. Но я старюсь упорно бороться за качество.
- Какие мероприятия приходилось озвучивать тебе, кроме концертов?
- Неоднократно работал с театральными представлениями (в большей части, с детскими театрами), озвучивал собрания, конференции. Здесь работа несколько иная, помимо того, что ты крутишь звук, периодически приходится менять фоновые музыкальные заставки. Сложно работать с детьми, поскольку очень часто они уносят радиосистемы, переодеваясь, меняются ими. Тяжело, когда на сцену выходит ребенок, а ты не понимаешь, какая на нём радиосистема. В процессе настройки ты ему давал одно, а он выходит с совершенно другой. Ещё очень часто видят кнопочки на своих микрофонах и начинают их включать-выключать. Выходят на сцену, а ничего не работает. И тебе приходится бежать, менять батарейки, а потом понимаешь, что аппарат настроен – это просто ребенок нажал кнопку «выключить». Но ничего не поделаешь – это дети!
- Тебе довелось заниматься и онлайн-трансляциями разных концертов. Что это были за мероприятия и как они проводились?
- Да, проводил онлайн-трансляции, как студийные, так и концертные. Например, у приятеля на студии транслировали выступления разных коллективов, начиная от авторских исполнений, заканчивая роком и джазом. Вещали через программу OBS Studio.
Один из онлайн-концертов был в период пандемии. Это был живой концерт Бригадного Подряда на радиостанции «Зенит» с трансляцией в интернет (видео и аудио-трансляцией). Когда мы с группой приехали на радиостанцию – там уже была настроена вся видеоаппаратура, трансляцией же занимались отдельные сотрудники радио, мы же привезли свои инструменты, микрофоны, пульт и звуковое оборудование. Это был обычный концерт, но с трансляцией в интернет (интерактив). Концерт продолжался около часа. Люди смотрели, писали комментарии. Был живой эфир, в котором слушатели могли задавать вопросы, а музыканты отвечали. Звук нам удалось настроить достаточно быстро. Отдельно была аппаратная, где я мог слушать и контролировать звук с помощью пульта и удаленного управления на планшете. Во второй комнате располагалась тон-студия, где играли музыканты. Видели мы друг друга через окно, как это обычно и бывает в студиях звукозаписи.
Ещё был подобный онлайн-фестиваль «Окна открой» в Питере. Проводить со слушателями его не разрешили из-за карантинных мер, поэтому организаторы сделали «Окна» тоже в формате онлайн. Трансляция велась из клуба А2, был отдельный пульт на зал, а второй для эфира. Интерактива со слушателями уже не было, поскольку в программе было представлено несколько коллективов.
С моим другом Русланом Мансуровым мы также устраивали онлайн-мероприятие – это был благотворительный концерт, посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Его можно было посмотреть на YouTube, в социальных сетях Instagram и Вконтакте. Она и сейчас есть на просторах Сети. Концерт проводили у Руслана на собственной студии. Общая продолжительность мероприятия составляла 2 часа. Играли группы, выступали отдельные авторы. В тон-студии выступали исполнители, а в аппаратной сидел я и осуществлял управление звуком на пульте Behringer, но другой модели. Приходилось работать быстро, техников не было. Проводили всё это практически мы вдвоём.
- Звук-звуком, но что на счёт бас-гитары? Для поддержания формы играть нужно постоянно. Занимаешься ли сейчас и где выступал за последние годы?
- Дома я иногда играю. Честно говоря, сейчас меня больше увлекла звукорежиссура, а играть стало не так интересно, да и нужды особо нет. Мне нравится настраивать звук. Раз в три дня беру гитару, что-то поиграю, но становится неинтересно. Есть более важные задачи. Разовые акции бывают, но чаще всего я в это время бываю на гастролях с Бригадным Подрядом, поэтому фестивали и сборные мероприятия пропускаю.
Выступления бывают, но обычно это по три-пять песен на разных фестивалях. В прошлом году с Романом Русаненко и Владом Шкериным выступали в клубе «Гаркундель», а за год до этого тоже играли с Романом в спортивном комплексе «Юбилейный» на фестивале «Рок против наркотиков» в составе группы В небо. Там же выступал с одной песней в 2017 году с группой Пилот на концерте, посвященному их двадцатилетию. Меня пригласили, поскольку я был непосредственным участником проекта на протяжении шестнадцати лет.
- Плюсы и минусы работы бас-гитариста и звукорежиссёра?
- Звукорежиссёр ответственен только за звук, а путает ли на сцене кто ноты или нет – это уже зависит не от тебя. Но зато ты должен доставить приятные впечатления слушателю. Из плюсов бас-гитариста – была зарплата чуть повыше, но и занятость была больше. Были постоянные репетиции, сочиняли что-то, ездили на студии, а сейчас я уже меньше этим занимаюсь. Могу отслушать какую-то контрольную репетицию, послушать программу, могу помочь с аранжировками в плане звукорежиссуры. Звукорежиссёр должен быть частью коллектива, с которым работает. Особенно в процессе сочинения, потому что не всегда группа понимает и в плане аранжировок, как это со стороны слушается. Например, иногда надо помочь разделить партии.
- Как планируешь развиваться в творческом ключе дальше?
- Буду продолжать осваивать звукорежиссуру. Например, как использовать различные эффекты, пространственную обработку. У меня есть желание освоить программу Smaart и системную инженерию. Это вряд ли придётся применять слишком часто на практике, но для себя мне хочется это знать. Отстроить аппаратуру по измерительному микрофону – это не на один час работы. К сожалению, столько времени у нас с группой нет. Да и всегда появляется новое оборудование, а значит, что ты можешь с чем-то новым столкнуться внезапно. Например, приехал на фестиваль, а там новая для тебя техника, которую ты не знаешь. Надо быть к этому готовым. Конечно, можно попросить помочь, но надо уметь подстраиваться под обстановку и технику, чтобы ты знал, какую ручку надо крутануть и к чему это приведёт. И какую ручку куда и как крутить, чтобы это привело к нужному тебе результату. Чтобы материал, представленный группой, был понятен залу. Наша задача – это сделать всё, чтобы зритель ушёл довольный.
Текст: Анастасия Игнатова
Комментариев 1