ВИКТОР ГУСЕВ: «РОК НЕ УМЕР»

Виктор Гусев известен всему миру как выдающийся (для меня лучший) футбольный комментатор, телеведущий и спортивный журналист. Однако немногие знают другую сторону его жизни, связанную с увлечением рок-музыкой, результатом чего стало его плодотворное сотрудничество с лидером культовой группы Jethro Tull Ианом Андерсоном. С обсуждения этого факта в жизни Виктора Михайловича и начался наш разговор о рок-музыке.

- Виктор Михайлович, расскажите, пожалуйста, об обстоятельствах Вашего знакомства с Ианом Андерсоном? Какое впечатление на Вас произвело живое общение с ним?
- Познакомились с Ианом 16 октября 1993 года после концерта в Лондоне. В числе других поклонников вместе с пригласившим меня и живущим там институтским другом Володей Вороновым ждал Андерсона на улице у служебного входа. Ждал долго, так что английские фанаты постепенно отправились по домам, а остались только люди из Восточной Европы, которые, как и я, прилетели специально и были готовы стоять до победного конца. Для Андерсона подогнали машину впритык к зданию, так что когда он, наконец, появился, то просто проскочил из двери в дверь, продвинулся дальше по сиденью и открыл окно. Мы по очереди подходили и давали что-то для автографов. У меня был купленный до концерта на улице у каких-то ребят плакат с фото Jethro Tull. Пока Иан расписывался, я успел сообщить, что специально прилетел из Москвы. Его реакция была непредсказуема: «О! У тебя столько денег? Наверно, торгуешь наркотиками?». Я настолько опешил, что тупо ответил: «Нет». Забегая вперед, скажу, что для кого-то Андерсон, наверно, не самый простой человек. В каких-то жизненных ситуациях. Но мне общение с ним всегда доставляет огромное удовольствие. Он интересуется политикой - в гораздо большей степени, чем я. Он знает Россию, СССР, нашу жизнь. Ее реалии довольно часто присутствуют в его песнях. И, конечно, такому творческому заряду в столь солидном возрасте можно позавидовать.
После первого знакомства были дружеские встречи в Москве, уже в этом веке во время его прилетов на концерты. По окончании пресс-конференции в Доме Архитектора подсел к нему за столик (он был с женой Шоной, с которой я тогда еще не был знаком) и преподнес специально закупленный в магазине чая рядом с Тверской пакетик с листочками в виде флейты. Стоит ли говорить, что реакция Иана была сродни той, лондонской... Да, уж, я додумался...
Наконец, главная и третья встреча состоялась уже в этом веке, когда прилетевшую в Москву группу все тот же Воронов, делящий свою жизнь между Англией и Россией, пригласил в ресторан «Пушкин». Вот там по-настоящему и началась наша дружба. Помимо Иана, за столом сидели другие члены группы: Мартин Барр, Джонатан Нойс, Энди Гиддингс и Доан Перри. Дело было днём, но, несмотря на вечерний концерт, выпили довольно много клюквенной настойки. Разговаривали, смеялись... С тех пор по приглашению Иана я побывал на множестве его концертов: в Лондоне, Германии, США... К тому же, он еще не раз прилетал в Москву, в том числе, уже и с новым составом.

- Было бы интересно узнать о Вашей работе над переводами текстов песен Иана Андерсона на русский язык?
- В 2011 году Иан завершал работу над продолжением легендарного «Thick as a Brick». И попросил меня сделать поэтический перевод всех текстов для буклета. Вместо гонорара - билеты на все его концерта до конца жизни и бесплатное пиво после шоу. От такого условия, как вы понимаете, я, конечно, отказался. Шутка!!! Иан под грифом «секретно» переслал мне все тексты «TAAB2», я в январе 2012 взял отпуск, улетел с семьей в Майами, и пока мои жена и трое детей плескались в море, сидел на балконе и переводил. Впоследствии стало ясно, что мои коллеги из нескольких других стран, также по просьбе Иана делавшие переводы на свои языки, в основном ограничились строгим подстрочником, не заморачиваясь поэтической формой. Но я решил (и, собственно, Иан об этом сам попросил), что в итоге это будут максимально близкие к оригиналу стихи на русском языке. Интересно, что в нашей переписке и телефонных переговорах Андерсон постоянно пытался объяснить мне реалии английской жизни, о которых он писал. Мне же, как раз здесь все было ясно, за исключением некоторых описаний церковных обрядов. Ведь, как и Иан, я атеист. А вот проникнуть в суть его аллюзий, хода творческой мысли порой было трудновато, и я настойчиво сводил наши длинные беседы именно к этому. В результате, думаю, что-то получилось. Буклет стал частью специального издания - коробки «ТААВ2». А на стандартном CD он оставил дарственную надпись: «Victor, thank you for your kind (Russian) words». Я очень горжусь этой своей работой и вообще этой частью моей жизни. Добавлю, что перевод был, в частности, представлен, в музыкальной программе моего друга Володи Ильинского на «Эхо Москвы».

- Раз уж вспомнили о Владимире Ильинском, хотелось бы спросить, как Вы относитесь к его музыкальным передачам на «Эхо Москвы»? Есть ли шанс Вас еще раз на них услышать?
– С Володей жили на соседних дачных участках. Семьи Гусевых и легендарного актера Игоря Владимировича Ильинских дружили, ходили друг к другу в гости. На участке Ильинских все было просто идеально организовано для сына и его друзей - даже небольшое футбольное поле и теннисный корт, который мы еще и заливали под хоккей зимой. А уж сколько времени провели у них на терраске. Там играли в футбол настольный, особую его разновидность - пуговичный. Там была и Володина коллекция дисков, начало которой дали пластинки, которые Игорь Владимирович и его жена, тоже знаменитая актриса Татьяна Еремеева, привозили из заграничных командировок. Мы дали этому дисковому великолепию название «Кладовая солнца». Так и началось невероятно интересное хобби, которое у Володи удивительным образом переросло в профессию. Кстати, наши футбольные матчи мы комментировали. Так что и здесь хобби получило развитие.
Сейчас мой друг делает, на мой взгляд, великолепные авторские программы. Что очень важно: казалось, он и так все знает в своей области и может без подготовки интересно рассказать о чем угодно. Но видели бы его работу над каждым выпуском! Такую детальную и углубленную, как будто он каждый раз начинает с начала. Не перестаю этому удивляться. Но именно это во многом и делает его программы настолько профессиональными и интересными. С удовольствием в них участвую (об этом уже немного здесь сказал) и собираюсь еще, если позволит время.

- Какие музыканты и исполнители в юности больше всего повлияли на формирование Ваших музыкальных вкусов?
– Отвечая на этот вопрос, просто дам пятерку моих любимых групп, которая не меняется уже в течение многих лет: 1 место: «The Beatles». 2: «Jethro Tull». 3: «Led Zeppelin». 4: «Pink Floyd». 5: «The Doors». Но, конечно, повлияли не только они. Спектр очень широк: от Paul Simon, «Al» (именно «Al») Stewart, Elton John и «The Bee Gees» до David Bowie, «Queen», «Uriah Heep», «Deep Purple», «The Moody Blues», «King Crimson», «Genesis», «Dire Straits», «R.E.M.», «System of a Down»... Стоп. Всех не назовёшь, и уже точно кого-то забыл. Из наших - это, пожалуй, «Пикник», «Крематорий», «Аквариум» и «Наутилус Помпилиус», «Гражданская оборона», «Чиж и компания», Сплин, кое что у ДДТ. Отдельно в этом списке стоит «Машина времени», ведь группа родилась в моей школе № 19 в Замоскворечье, где на два класса старше учился Андрей Макаревич. Сейчас это сложно представить, но они играли у нас на школьных вечерах.

- Как вы считаете, в чём феномен такой беспрецедентной популярности группы Beatles, которая не кончается до сих пор?
– Они, взяв основу у своих предшественников в рок-н-ролле, преобразовали этот и без того популярный стиль во что-то совершенно очаровательное для еще большего, подавляющего числа людей, к тому же, по ходу дела (во многом благодаря Джорджу Мартину) добавив элементы и инструменты симфонической музыки, оркестра. Но, конечно, все это было бы впустую, если бы не легло еще и на невероятный талант мелодистов - причём, и у Маккартни, и у Леннона, и у Харрисона. В этом они до сих пор остаются непревзойдёнными. Даже приблизиться никто не может.

- Коллекционируете ли вы музыкальные диски или винил или предпочитаете скачивать в Интернете?
- Никогда ничего не скачиваю. С винила в свое время перешёл на компакты, мудро сохранив при этом коллекцию пластинок. Сейчас с возвращением винила вернулся к нему, и две коллекции пополняются параллельно. Но в 80 процентах случаев слушаю компакты. Две причины. Первая - лень ставить и переставлять диск. Вторая - очень нравится звучание 5.1. Особенно в ремастеринге Стивена Уилсона.

- Какие рок альбомы Вас порадовали в последнее время и почему?
- У меня и так в этом интервью ответы далеко не короткие, а этот вопрос требует отдельного большого рассказа. Потому что, во-первых, есть старые, которые прекрасно ремастируют, и этого вопроса я уже коснулся. Во-вторых, рок не умер. И, уж точно, не умер прог-рок, расцвет которого мы наблюдаем прямо сейчас. На мой взгляд, это похоже на то, что было с «классическим» роком в 70-е.
Чтобы не завязнуть в перечислении, назову только альбомы действительно последнего времени. Это последние диски групп «Galahad», «Crippled Black Phoenix», «Pendragon», «Marillion» и сольный Фиша, «Arena», «Pavlov's Dog». Хороший самый последний диск «Uriah Heep», хотя несколько перед ним не понравились. Великолепные - у «Deep Purple» и у Роджера Уотерса. Очень хороший долгожданный диск группы «А Perfect Circle». Жду новинки от Иана Андерсона. Он написал мне, что диск будет целиком из новых песен: половина - акустика, половина - нет. И, конечно, блистательная новая группа «This Winter Machine». Общаюсь с их лидером Элом Уинтером и жду их второй диск, а первый был бесподобным. В мае этого года идём на «Antimatter» (отличный новый альбом) в клуб в Берсеневском переулке. На эту тему сейчас переписываемся с лидером группы Миком Моссом. Да, забыл еще великолепную новую пластинку Стива Хэкетта. И, конечно, другого Стивена - Уилсона. Пока так.

- Почему в наши дни рок¬-н¬-ролл практически утратил значение, которое имел в 60–70¬е годы прошлого века, и, что греха таить, в основном стал уделом «ностальгирующих» пенсионеров?
– Ну, ностальгирующих пенсионеров и примкнувших к ним не так уж и мало. На рок-концертах вижу людей совершенно разного возраста. Тут, скорее, надо говорить о том, что спектр возможных развлечений невероятно расширился. И все они разошлись по нишам. Сегодня рок - и уж тем более прог-рок - в своей нише, на мой взгляд, чувствует себя очень уверенно. Здесь вообще проблемы не вижу. А вот в повсеместном скачивании музыки - да. Мне это не совсем понятно. Радость от покупки винила или компакта, их разворачивания и изучения ни с чем не сравнима. Даже какой-то особый запах!

- Что Вас сподвигло написать автобиографическую книгу «Нефартовый»? Интересно ли было над ней работать?
- Просто желание написать книгу. Всегда любил журнальную работу, но журналы исчезают, вот о книге и подумал. А потом появилось время: подо мной в августе 2017 провалилась железнодорожная платформа, упал на рельсы, оказался в больнице без движения с тремя сломанными позвоночными отростками. Вот и печатал одним пальцем. В таких обстоятельствах назвать книгу «Фартовый» просто рука не поднялась. Извините за каламбур ).

- Какие три-пять рок концертов Вам запомнились больше всего и почему?
Понравились и даже вызвали восторг большинство из них. И «Pink Floyd» и отдельно Роджер Уотерс. И все концерты Ника Кейва, в Москве и в Лондоне. В «Олимпийском» хороши были «Eagles» (помню, как они, словно издеваясь, врубили сразу после антракта "Отель Калифорния", когда народ еще был в буфете). Конечно, все Jethro Tull, по всему миру. И все три моих концерта Пола Маккартни, включая Красную площадь и последний в Лондоне! Блистательный «Procol Harum» - сначала совсем «кулуарный» в банкетном зале Кремлевского дворца, а потом в лондонском театре. Пол Саймон, Эл Стюарт, Стивен Уилсон. «Deep Purple» - конечно, тоже, и не надо катить бочку на Иена Гиллана. Как, кстати, и на Иана Андерсона, если говорить о голосе. Даже «Slade понравился, пусть и в непонятном составе. И «Uriah Heep», хотя не люблю Берни Шоу за манеру держаться на сцене. Пожалуй, из всех-всех-всех разочаровал только Kiss.
Из наших больше всего понравились концерты «Крематория, особенно недавний на корабле по Москва-реке, и два-три концерта «Пикника», которому я, кстати, дал права на исполнение песни «Полюшко-поле», ведь ее стихи написал мой дедушка, Виктор Михайлович Гусев. Он умер в 1944 году, а фильмы на его сценарии по ТВ показывают до сих пор: «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны». А его пьеса «Слава» идет в питерском БДТ. Ее в прошлом году поставил там Константин Богомолов!

- Какие у вас воспоминания остались от участия в шоу «Остаться в живых»? Дал ли вам что-то этот проект?
- Дал жизненный опыт, в том числе, общения с людьми в непростой ситуации, и прибавил телевизионной популярности. Воспоминания - прежде всего о трудностях, из которых голод оказался не самым страшным. (Есть фото). Здесь мой рейтинг таков: сначала полное отсутствие информации, потом крайняя бытовая неустроенность. Или лишь на третьем месте отсутствие еды.

- Если бы у Вас была возможность взять интервью у любого рок-музыканта, кто бы это был и почему?
- Думаю, тут я не оригинален. Хотел бы поговорить с Джоном Ленноном. С Джимом Моррисоном. Называю тех, с кем это, увы, сделать уже невозможно. А у тех, кто еще с нами, взять интервью не так уж и сложно. Вон с Андерсоном же получилось...

Фарид Дибаев


  • 0
  • 1 437

Добавить комментарий

    • Смайлы и люди
      Животные и природа
      Еда и напитки
      Активность
      Путешествия и места
      Предметы
      Символы
      Флаги


  • 16+
    Политика конфеденциальности
    Пользовательское соглашение


Template not found: /templates/rock/images/top.tpl